Международные морские каналы и заливы: правовой режим открытого моря

Ла-Манш (Великобритания — Франция)

Рукав

Этот пролив разделяет континентальную Европу и Британские острова, Францию ​​и Соединенное Королевство. Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Самая известная и в то же время самая узкая часть называется Па-де-Кале. Он знаменит тем, что под водой проложен туннель, по которому на скоростном поезде можно добраться из Лондона в Париж всего за 2 часа 15 минут. Один из главных английских портов на Ла-Манше — Дувр.

Здесь стоит обратить внимание на Дуврский замок, один из крупнейших в Великобритании, и белые скалы Дувра. Это скальные образования 631 632 633 высотой более 100 м, которые в силу своего цвета в древности служили символом приближения к берегам Англии. Есть версия, что Белые скалы Дувра дали Англии название «Альбион» (albus в переводе с латыни означает «белый»).

Особенности использования Черноморских проливов

Следует отметить, что Черноморские проливы имеют особое значение, так как FR основывается на трех принципах при определении упомянутого правового режима. Первый принцип — гарантия национальной безопасности Турции. Второй принцип — закрытие проливов для любого военного корабля, будь то в мирное или военное время. Третий принцип — полная свобода торгового мореплавания. Сегодня регулирование правового режима Черноморского пролива основывается на Конвенции о проливе пролива, принятой 20 июля 1936 года. Основная цель этой Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах в пределах которые удовлетворяют безопасность Турции и безопасность прибрежных стран Черного моря.Из этого можно сказать, что Конвенция основана на любой позиции черноморских стран, учитывает ряд их правил и особые интересы. Для Конвенции характерно провозглашение свободы прохода и судоходства в проливе в качестве принципа международного права. Конвенция обычно определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и прохождения определенного количества самолетов как в мирное, так и в военное время, в ситуациях, когда Турция не участвует в войнах или когда участвует в войнах, и во время неминуемой угрозы Турции.

Наблюдение 1

важно отметить, что в мирное время ряд торговых судов из любой страны пользуются свободой судоходства и транзита в проливе днем ​​и ночью, независимо от флага и груза, без формальностей, при соблюдении всех положений, касающихся обязательной санитарной инспекции.

Чтобы покрыть расходы, связанные с плаванием торговых судов, Турция может взимать установленные сборы.

Статьи 8–22 Конвенции регулируют порядок прохода военных кораблей через пролив и полета военных самолетов. В этих статьях проводится довольно четкое различие между проходом судов из Черного моря и стран, не являющихся причерноморскими странами. Для стран, не являющихся причерноморскими странами, разрешается перевозка исключительно легких надводных кораблей через ряд проливов, водоизмещение которых ограничено не более 10 тыс тонн и имеющие артиллерийские орудия калибра не более 203 мм. Исходя из этого, можно сказать, что для нечерноморских стран неприемлемо проводить серию линкоров, авианосцев и подводных лодок в Черном море, а иностранные военные корабли обычно освобождаются от уплаты налогов.

В соответствии с Конвенцией количество, общее время в пути и время, проведенное в проливе военным кораблем, не имеющим отношения к Черному морю, ограничено. Им разрешено находиться в них не более 21 суток, а их полное водоизмещение не должно превышать 45 тысяч тонн.

черноморским державам разрешено в мирное время вести боевые корабли практически любого водоизмещения и практически любого вооружения. Некоторым подводным лодкам им разрешено проходить через пролив, но только в надводном положении, в дневное время и самостоятельно.

Наблюдение 2

Чтобы пройти иностранный военный корабль, не обязательно иметь специальное разрешение Турции. Важно, чтобы черноморские державы отправляли уведомление только за 15 лет, а для нечерноморских держав — за 8 дней.

Вам нужна помощь учителя? Опишите задачу и наши специалисты помогут вам

Конвенция тщательно регулирует ряд вопросов, касающихся перехода иностранных военных кораблей через пролив в военное время. В ситуациях, когда Турция не участвует в войне, судам нейтральных стран разрешается пересекать серию проливов в условиях мирного времени. Для военных кораблей стран, участвующих в войне, переход через пролив недопустим.

В ситуациях, когда существует угроза войны, а также в военное время, когда Турция принимает участие в войне, проход военных кораблей определяется правительством Турции.

Правительство Турции контролирует выполнение положений Конвенции. Важно, что черноморские страны ежегодно информируют Турцию о полном водоизмещении судов в своих флотах. Основная цель этого — регулировать общий тоннаж флотов нечерноморских стран, разрешенный Конвенцией, которым разрешено находиться в Черном море одновременно.

Беломорско-Балтийский канал (Россия)

Беломорско-Балтийский канал

Идея прокладки канала между Белым морем и Балтийским морем пришла Петру Великому во время Северной войны, но Беломорско-Балтийский канал был построен и введен в эксплуатацию только в 1930-х годах. Он соединил Белое море с Онежским озером и через него по Свири, Ладоге и Неве — с Балтийским морем. Протяженность Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря составляет 227 км.

На канале 19 шлюзов, переход которых производит особое впечатление. Прогуляться по Беломорско-Балтийскому каналу можно, совершив водную прогулку из Санкт-Петербурга в Петрозаводск. Беломорско-Балтийский канал построили узники ГУЛАГа. Каждого принудительного работника называли солдатом-заключенным канала, сокращенно ЗК, отсюда и сленговое слово «задержанный».

Международные проливы в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В 1960-х и 1970-х годах значительное число прибрежных государств увеличили свои территориальные морские претензии до 12 миль. В результате многие международные проливы, между которыми раньше находился глубоководный пояс, теперь полностью стали частью территориальных морей прибрежных государств. Такое развитие событий побудило морские державы потребовать либерализации режима проливов, используемых для международного судоходства. Морские державы требовали, чтобы режим свободы судоходства в открытом море распространялся и на международные проливы. Прибрежные государства выступили против таких изменений. На основе достигнутого в итоге компромисса в проливах определенной категории был установлен режим, аналогичный режиму свободного судоходства. Для проливов других категорий должен действовать режим, менее благоприятный для прохода иностранных судов.

Растущее значение международных проливов также отражено в количестве статей, посвященных этой теме в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года. Так, в Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне только один абзац закреплен за проливы; в Конвенции ООН по морскому праву отведена целая часть — Часть III. В этой части, во-первых, исследуются два основных режима международных проливов — транзитный проход и мирный проход, а также определяются категории проливов, к которым применяются эти режимы.

Первый режим, установленный Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву, — это режим транзита:

Транзитный проход — это осуществление в соответствии с настоящей Частью свободы судоходства и полета исключительно в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительная экономическая зона. Однако требование непрерывного и быстрого транзита не исключает проход через пролив для входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий въезда в это государство (статья 38 Конвенции Организации Объединенных Наций о праве) моря).

Суда и самолеты должны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения. Суда должны соответствовать общепринятым международным стандартам безопасности на море, включая правила предотвращения столкновений на море и уменьшения загрязнения, независимо от того, являются ли государства флага участниками соответствующих соглашений. Они должны соответствовать установленным морским маршрутам и схемам разделения движения. Они не могут проводить морские научные исследования без разрешения прибрежного государства.

Прибрежное государство может принимать законы и постановления, касающиеся безопасности мореплавания, контроля загрязнения, предотвращения незаконного рыболовства, а также правил, регулирующих погрузку и разгрузку товаров. Иностранные суда, осуществляющие право прохода при транзите, должны соблюдать эти законы и правила, однако неясно, могут ли прибрежные государства обеспечить их соблюдение, поскольку «государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу .. транзитный проход »(статья 44 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву).

Транзитные воздушные суда должны соответствовать правилам воздушного движения, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) для гражданской авиации; правительственные самолеты обычно соответствуют этим мерам безопасности. Все самолеты должны постоянно контролировать соответствующую радиочастоту.

Второй режим, одобренный Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву, — это режим мирного прохода, предусмотренный в статье 45 — режим, соответствующий режиму, кодифицированному в Конвенции о территориальном море и прилегающих районах, описанной выше.

В чем основные отличия двух схем?

  • Во-первых, самолеты также используют режим транзитного проезда, в отличие от режима мирного проезда.
  • Во-вторых, используя невинное право прохода, подводные лодки должны перемещаться на поверхности и под своим флагом, а во время транзита они могут перемещаться под водой.
  • В-третьих, в случае транзитного прохода прибрежные государства имеют меньше полномочий регулировать или ограничивать движение судов.

Рассмотрим теперь вопрос о том, какие категории проливов принадлежат каждой из двух указанных мод. Согласно статье 38.2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, режим транзита применяется к международным проливам, соединяющим две части открытого моря или исключительную экономическую зону, например Ормузский пролив и Гибралтар, а также согласно статья 54 Конвенции о «прохождении архипелажных морских путей». Вместо этого режим мирного прохода применяется к международным проливам между континентальной частью государства и принадлежащим ему государством, если с острова есть столь же удобный путь к морю (статья 45.1.a Конвенции ООН о праве иностранных дел) море), например Мессинский пролив, и проливы, соединяющие открытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем иностранного государства (статья 45.1.b Конвенции ООН по морскому праву) — например, Тиранский пролив.

выше было сказано, что есть некоторые сомнения относительно того, могут ли прибрежные государства обеспечить соблюдение своих законов и постановлений в случае транзитного прохода и каким образом. Однако в случае серьезной угрозы загрязнения прибрежные государства имеют прямое право сделать это: «Если иностранное судно .. совершило нарушение законов и постановлений .. причинив или угрожая нанести серьезный ущерб судну морская среда пролива, государства, граничащие с проливом, могут принимать соответствующие меры… »(статья 233 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву). Это положение, вероятно, было добавлено по настоянию соседних государств, таких как пролив Малакка и Сингапур, опасаясь ужасных последствий морских аварий, вызванных загрязнением окружающей среды, которое по мере развития современного судоходства становится все более серьезным. То же самое относится и к статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая разрешает прибрежные районы государства должны принимать адекватные меры для предотвращения загрязнения покрытых льдом территорий в пределах их исключительной экономической зоны, включая проливы.

Проблема безопасности черноморских проливов

Через два международных пролива — Босфор и Дарданеллы — Россия экспортирует нефть и нефтепродукты.

Транспортная безопасность основана на невозможности получения беспрепятственного доступа в этом направлении. Особенно остро эта проблема становится зимой.

Постоянная задержка прохождения пролива приводит к нарушению сроков навигации и, очевидно, отрицательно сказывается на рентабельности поставок нефти.

Эта проблема связана с политикой Турции, которая без согласования с международными организациями и странами региона стремится в одностороннем порядке ужесточить правила прохода судов, нарушая международную конвенцию.

По мнению экспертов, Турция стремится вывести пролив из-под международной юрисдикции. Ситуация в принципе не нова: борьба за контроль над проливом была краеугольным камнем на протяжении последних 3 веков.

Современный режим судоходства в Босфоре и Дарданеллах был установлен Конвенцией о режиме пролива в 1936 году и подписан в Монтрё.

Признаны права черноморских стран, и, согласно документу, торговые суда имеют право беспрепятственно проходить в любое время суток, независимо от флага и типа перевозимого груза.

Если состояние пролива изменится, возникнут дискриминационные условия для некоторых экономик Черноморского региона, что может существенно повлиять на экспортные перспективы российской нефти.

Поскольку ряд формулировок Конвенции размыт, пользуясь этим, турки пытаются их видоизменить, например, часть пролива Босфор в 1982 году была отнесена к территории стамбульского портала.

Позже Турция сделала еще один шаг, изменив название пролива. Босфорский пролив был переименован в Стамбульский пролив, а Дарданеллы — в пролив Чанаккале.

Даже сегодня Турция не оставляет попыток монополизировать район пролива в обход международных договоренностей.

В 1994 году правительство Турции в одностороннем порядке приняло новые правила судоходства в проливе, а в 2018 году ситуация в Босфоре стала угрожающей.

Суть его заключалась в том, что министерство транспорта Турции в нарушение международных договоренностей в одностороннем порядке ввело ограничения на проход через пролив крупнотоннажных судов.

Проливы Черного моря очень важны для России, и попытки Турции навязать свои условия международным игрокам вызывают серьезную озабоченность и требуют обсуждения на самом высоком уровне.

Гибралтар (Испания — Марокко)

Гибралтар

Гибралтарский пролив разделяет Европу (Испания) и Африку (Марокко) и соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина пролива 59 км, ширина от 14 до 44 км. Древние греки называли Гибралтар Геркулесовыми столбами. Интересно, что история Гибралтарского пролива похожа на легенду о Сцилле и Харибде, монстрах на берегах Мессинского пролива между материковой Италией и островом Сицилия, только в другом временном масштабе. Ученые считают, что около 100 миллионов лет назад Европу и Азию разделял океан Тетис, но затем Африка начала двигаться на север, и в результате территория современного Марокко была раздавлена ​​на европейский континент.

Огромный океан Тетис уменьшился в размерах и превратился в Средиземное море. Последующие тектонические сдвиги привели к открытию пролива. Главный порт на северном побережье Гибралтара — Альхесирас. Туда стоит отправиться, если вы планируете морское путешествие. Паромы ходят регулярно между Альхесирасом и марокканским Танжером. Добраться до Африки можно всего за 2 часа, близость к другому континенту повлияла на культуру города: здесь много арабских чаев и африканских ресторанов.

Босфор (Турция)

Босфор

Босфор иногда называют Стамбульским проливом: он делит город на две части: европейскую и азиатскую. Самый узкий пролив в мире — Босфор — не только разделяет Европу и Азию, но и соединяет Черное и Мраморное моря. Вместе с проливом Дарданеллы пролив Босфор соединяет Черное море с Эгейским морем, которое является частью Средиземного моря. Длина пролива 31 км. Босфор находится полностью в пределах одной страны — Турции, а местами его ширина не превышает 700 м.

Несмотря на свои скромные размеры по сравнению с другими проливами, Босфор был очень важен с древних времен: это был прямой морской путь «из варяг в греки». Основные достопримечательности Стамбула расположены на европейском побережье Босфора в районе залива Золотой Рог. Это Софийский собор, дворец Топкапы и район Галата. Европейская сторона Стамбула соединяется с азиатской стороной двумя подвесными мостами и железнодорожным туннелем. В Стамбуле совершите морскую прогулку по Босфору.

Оцените статью
Блог про международное право и экономию