Исключительная экономическая зона Российской Федерации: что это такое

Содержание
  1. Права прибрежной страны
  2. Правовой порядок на территории
  3. Полномочия прибрежного государства
  4. История возникновения термина
  5. Континентальный шельф
  6. ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Глава I. Общие положения
  8. Дополнительные нововведения в морском праве
  9. Глава II. Осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне
  10. Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.
  11. Искусственные острова, установки и сооружения
  12. Морские научные исследования.
  13. Защита и сохранение морской среды.
  14. Глава III. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов
  15. Юридические действия в данной зоне
  16. Открытое море
  17. Глава IV. Морские ресурсные исследования водных биоресурсов и морские научные исследования
  18. Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах
  19. Статус исключительной экономической зоны в России
  20. Глава I. Общие положения
  21. Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации
  22. Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны
  23. Статья 3. Карты и перечни географических координат
  24. Статья 4. Основные понятия
  25. Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне
  26. Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне
  27. Глава V. Защита и сохранение морской среды
  28. Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.
  29. Глава VI. Особенности экономических отношений при пользовании водными биоресурсами и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны Российской Федерации
  30. Ресурсы рассматриваемых зон
  31. Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона
  32. Суверенитет

Права прибрежной страны

Вокруг этих сооружений соответствующее государство может устанавливать зоны безопасности, применимые как к строящимся сооружениям, так и к безопасности мореплавания. Они не должны быть шире 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь есть исключения, как и из любого правила. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае вмешательства в строительство искусственных островов, сооружений и различных систем международного судоходства на общепризнанных морских путях создание зон безопасности запрещено.

Решение о разграничении этих территорий между странами с противоположным или соседним побережьем принимается на основании вышеупомянутой Конвенции.

режим исключительной экономической зоны

Таким образом, режим исключительной экономической зоны предоставляет некоторые ограниченные права для разных стран. Без согласия первой страны ни одна другая страна не может осуществлять добычу рыбы и минеральных ресурсов, энергии ветра, воды или течений.

Правовой порядок на территории

Прибрежное государство несет ответственность за соблюдение правового режима исключительной экономической зоны.

  1. Осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и защиту морской среды.
  2. Проводите научные исследования морских глубин.
  3. Создавайте сооружения и сооружения, создавайте искусственные острова, используйте свои собственные постройки.

При этом уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена. Вы имеете право проводить проверки, при необходимости обыски, преследование или арест. В случае задержания иностранного судна компетентное государство информируется о принятых мерах по конкретным каналам связи. Наказанием не может быть тюремное заключение экипажа или какая-либо другая форма наказания для его членов. После уплаты оговоренной суммы залога или другого материального залога арестованное судно с экипажем немедленно освобождается. Иное развитие событий должно быть согласовано между государствами.

Правовой режим исключительной экономической зоны.

Полномочия прибрежного государства

Международное право гарантировало суверенные права государства в этой экономической части моря. К ним относятся:

  1. исследование, эксплуатация и сохранение неживых и живых ресурсов моря;
  2. управление запасами;
  3. использование территории в хозяйственных целях (в частности, получение энергии за счет силы течения, ветра или воды);
  4. установить правила получения лицензии, место и время ловли рыбы, сбора налогов;
  5. осуществление юрисдикции над островами, строениями и искусственными растениями.

Режим исключительной экономической зоны.

История возникновения термина

К определению территории, находящейся в ведении правительства прибрежного государства, начали обращаться в восемнадцатом веке. Изначально морская граница проводилась по линии горизонта, видимой с берега. Впоследствии метод стали практиковать с применением дальнего прибрежного оружия. Все точки в этом районе могли достичь его ядер. Успехи в вооружении увеличили дальность стрельбы, что привело к расширению прибрежной зоны. В среднем, дальность полета ядра равнялась трем милям (одна миля — одна тысяча восемьсот пятьдесят два метра). В итоге подчиненная акватория составила пять с половиной километров.

В конце 19 века дальность стрельбы увеличилась до двадцати километров. Англия объявила двенадцать миль непрерывного моря таможенной зоной. США, Франция и Россия последовали их примеру. До принятия Конвенции ООН в 1982 году страны устанавливали контроль над акваториями в соответствии со своими собственными правилами. Например, Мадагаскар, Камерун считали своими водами территорию в пятьдесят миль, а Перу, Чили, Никарагуа и Эквадор — двести миль. Только в декабре 1982 года в городе Монтего-Бей (штат Ямайка) было принято определение «исключительная экономическая зона». Конвенция по морскому праву вступила в силу в 1994 году. В России решение вступило в силу в 1997 году.

Континентальный шельф

Режим исключительной экономической зоны распространяется на морское дно и его недра. В статье 76 дается определение этого понятия. Континентальный шельф — это часть континентальной территории, затопляемая морем. Он состоит из морского дна и недр подводных регионов. Его ширина равна подводной периферии материка или двести миль от исходных линий. Прибрежное государство распространяет суверенные права на платформу. Но они не влияют на состояние воздушного пространства над ним и покрывающих его вод.

Прибрежное государство может разрабатывать свои природные ресурсы. Глубины и недра шельфа богаты полезными ископаемыми и другими неживыми запасами. Организмы, неподвижные в период промышленного освоения, и живые биологические виды, перемещающиеся только по дну, также составляют природные заповедники региона.

В случае, если на континентальный шельф, берега которого обращены друг к другу, претендуют несколько государств, требуется подписание соглашения между странами. В отсутствие такого соглашения распределение морского дна будет основываться на правиле равного удаления от исходных линий.

За линией континентального шельфа есть район, получивший международный статус морского дна. Ни одно государство не может посягнуть на его суверенитет, все человечество обладает ресурсами космоса.

ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 18 ноября 1998 г
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 г

Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их реализацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами права международное право и международные договоры Российской Федерации. Вопросы, касающиеся исключительной экономической зоны Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Статья 3. Карты и списки географических координат

Статья 4. Основные понятия

Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

Статья 7. Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне

Дополнительные нововведения в морском праве

Помимо понятия «исключительная экономическая зона» разработаны и утверждены дополнительные термины в морском праве. Они завершают ключевое заглавие, но различаются по правовому режиму. К ним относятся фразы: внутренние и морские воды, международная зона морского дна и международные проливы, континентальный шельф и открытое море, прилежащая зона и территориальное море.

Внутренние воды продолжают территорию определенного государства. Сюда входят водоемы, со всех сторон окруженные берегами этого государства, морские заливы и бухты, акватории портов. Исторические воды являются частью внутренних вод. Исторические предания, например, рассматривают залив Петра Великого как внутренние воды России, а Гудзонов залив как территорию Канады.

Находится исключительная экономическая зона.

Территориальное море расположено вдоль побережья государства и подчиняется его власти. Площадь составляет двенадцать миль в ширину. Это относится к территории государства. Иностранные военные суды имеют право мирного прохода через обозначенную территорию.

Прилегающая территория открытого моря граничит с территориальным морем и имеет ширину не более двухсот миль. Прибрежное государство принимает собственные решения относительно разработки и эксплуатации природных ресурсов. Он может запрещать или разрешать создание искусственных островов и сооружений. Направьте силы, чтобы определить вокруг них зону безопасности. Морские исследования проводятся только с разрешения правительства. Всем другим государствам предоставлена ​​свобода морской навигации и полета в воздушном пространстве, указанном выше. При прокладке трубопроводов или подводных кабелей другие страны должны учитывать суверенные свободы прибрежного государства. Страны, не имеющие выхода к морю, участвуют в использовании ресурсов экономической зоны после согласования условий с прибрежным государством.

Глава II. Осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне

Статьи 8-11. Истекший

Статья 11.1. Истекший

Статья 12. Упразднена

Статья 12.1. Виды ловли рыбы в исключительной экономической зоне

Статья 12.2. Особенности осуществления промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне

Статья 12.3. Особенности ведения промысла в исследовательских и контрольных целях в исключительной экономической зоне

Статья 12.4. Права и обязанности лиц, занимающихся рыболовством в исключительной экономической зоне

Статья 13. Упразднена

Статья 14. Особенности рационального использования и сохранения трансграничных и трансграничных видов рыб

Статья 15. Принципы рационального использования и сохранения далеко мигрирующих анадромных, катадромных, рыб и морских млекопитающих

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Согласно пункту b пункта 1 статьи 56 Конвенции 1982 г прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении:

  1. создание и использование островов, растений и искусственных построек;
  2. морские научные исследования;
  3. защита и сохранение морской среды.

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над островами, установками и искусственными сооружениями в ИЭЗ, статья 60 гласит следующее:

  1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право строить, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    1. искусственные острова;
    2. установки и сооружения для целей, указанных в статье 56, и для других хозяйственных целей;
    3. объекты и сооружения, которые могут помешать осуществлению прав прибрежного государства в этом районе.
  2. Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над такими искусственными островами, установками и сооружениями, включая юрисдикцию над таможенными, налоговыми, медицинскими и иммиграционными законами и постановлениями, а также законами и постановлениями, связанными с безопасностью.

При этом на прибрежное государство накладываются определенные обязательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 государство должно незамедлительно уведомлять о строительстве таких островов, заводов и искусственных сооружений, а также обеспечивать постоянные средства сообщения об их присутствии. Заброшенные или неиспользуемые навигационные системы или средства безопасности должны быть полностью демонтированы. Прибрежным государствам не следует создавать вокруг них искусственные острова, сооружения и сооружения, а также зоны безопасности, если они создают препятствия для международного судоходства (статья 60 (7)

Нет сомнений в том, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над заводами и сооружениями, возведенными в экономических целях. Однако вопрос о том, может ли прибрежное государство разрешать и регулировать строительство и использование объектов и сооружений для неэкономических целей, таких как военные, остается спорным.

Морские научные исследования.

Пункт 1 статьи 56 Конвенции 1982 г четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В этой связи пункт 1 статьи 246 гласит:

прибрежные государства при осуществлении своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе согласно соответствующим положениям настоящей Конвенции.

Конвенция 1982 г не определяет термин «морские научные исследования», однако пункт 2 статьи 246 устанавливает необходимость получения прямого согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предложенные другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, является ли исследование прикладным, промышленным, коммерческим или фундаментальным.

Защита и сохранение морской среды.

Пункт 1 статьи 56 Конвенции 1982 г устанавливает, что в исключительной экономической зоне прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении защиты и сохранения морской среды.

Пункты 1 и 2 статьи 210 наделяют прибрежное государство законодательной и исполнительной компетенцией в вопросах предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды со свалок.

Кроме того, прибрежные государства имеют право применять законы и постановления, касающиеся загрязнения с иностранных судов в их исключительных экономических зонах, «в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами» (статья 211). Это положение гарантирует, что национальное законодательство не превышает и не противоречит международным стандартам (пункт 5 статьи 211). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, таких требований нет (ст. 211, п. 4).

Прокладка подводного газопровода в исключительной экономической зоне

Глава III. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов

Статья 16. Особенности разведки и разработки неживых ресурсов, исследования морских ресурсов неживых ресурсов

Статья 17. Производство энергии с помощью приливов, течений и ветра

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять определенные юридические действия в исключительной экономической зоне. Сюда входит осуществление таких мер, как обыск, осмотр, арест, судебное разбирательство.

Кроме того, конкретное государство может привлечь к ответственности судно, не принадлежащее под его флагом, в открытом море за пределами исключительной экономической зоны.

Если обеспечивается безопасность, арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или лишение свободы при отсутствии соглашения сторон исключено. Если иностранное судно опаздывает, необходимо немедленно сообщить об этом государству происхождения.

правовой режим исключительной экономической зоны

Открытое море

Вся территория моря за пределами территориального ограничения прибрежных государств называется открытым морем. Он предназначен для всех государств, независимо от того, имеют ли они выход к морю или нет. Ни одной стране не разрешено подчинять себе какую-либо часть водоема. Он открыт для мирных целей.

Статья 87 Конвенции Организации Объединенных Наций определяет свободы открытого моря: право беспрепятственного полета, навигации, рыболовства, научных исследований, право строить острова и сооружения, а также прокладывать трубопроводы и кабели. Единственное ограничение — это возможность других государств использовать предоставленные свободы.

Концепция исключительной экономической зоны

Любая страна может отправить корабль в море под своим флагом. Он подчиняется юрисдикции этого государства, находится под его защитой. Капитан корабля обязан прийти на помощь любому терпящему бедствие человеку, обнаруженному в море. Когда вы получите сообщение о том, что вам нужна помощь, как можно скорее обратитесь в службу поддержки. При столкновении с другим кораблем помогите экипажу и пассажирам. Выполнение обязанностей капитана возможно только в том случае, если само судно, его экипаж и пассажиры не подвергаются серьезной опасности.

Проливы играют важную роль в судоходстве. Выделяют четыре типа:

  1. между открытым морем и экономической зоной;
  2. между территориальным морем государства и открытым морем;
  3. между континентальной зоной прибрежного государства и островом;
  4. с особым правовым режимом (Черное море, Балтийский пролив).

Глава IV. Морские ресурсные исследования водных биоресурсов и морские научные исследования

Статья 18. Планы проведения исследований морских ресурсов водных живых ресурсов

Статья 19. Принципы исследования водных биологических ресурсов, оформление и содержание заявки на исследование водных биологических ресурсов

Статья 20. Порядок рассмотрения заявлений

Статья 21. Основания для отказа в разрешении на проведение исследований водных биологических ресурсов

Статья 22. Исключена

Статья 23. Обязанности российских и иностранных кандидатов, проводящих исследования водных биологических ресурсов

Статья 24. Передача и публикация результатов исследований водных биологических ресурсов

Статья 25. Изменения в программе исследования водных биологических ресурсов

Статья 26. Приостановление или прекращение исследований водных биологических ресурсов

Статья 26.1. Морские научные исследования

Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

Для сохранения некоторых видов рыб в этих областях, в том числе далеко мигрирующих, проходных видов (которые мигрируют на нерест из морей в реки, например, многие рыбы из семейства лососевых) и катадромных видов (которые совершают обратную миграцию, например, l ‘ речного угря), государства могут заключать соответствующие соглашения или защищать их с привлечением международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия путем регулирования рыболовства в водах за пределами соответствующих территорий.

В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, обитающих в северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон таких государств, как США, Россия, Япония и Канада. Эта зона называется обычной. Специализированная ловля проходных видов здесь запрещена. Если анадромные виды были случайно пойманы во время ловли других видов, их необходимо немедленно вернуть в море.

российская исключительная экономическая зона

Статус исключительной экономической зоны в России

После ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН в 1997 г в стране был разработан закон о статусе прибрежных вод. В 1998 г понятие «исключительная экономическая зона» в международном праве было использовано в Федеральном законе от 25 декабря 1998 г. 191. Правовой акт воспроизводит основные положения Конвенции ООН. Закон № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» описана компетенция федерального правительства в регионе. Отдельная глава посвящена рациональному использованию природных ресурсов, сохранению живых организмов, изучению и эксплуатации неживых заповедников. Отдельный раздел посвящен научным исследованиям и защите морской среды.

Закон определяет порядок реализации его положений. Ответственность за охрану территории лежит на пограничных, таможенных и природоохранных органах федерального уровня. Сотрудники этих служб могут останавливать и проверять суда, как российские, так и иностранные. Они имеют право осматривать возведенные острова, сооружения, возведенные на территории участка.

Глава I. Общие положения

Принятый
Государственная Дума
18 ноября 1998 г
Одобренный
Совет Федерации
2 декабря 1998 г

Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их реализацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами права международное право и международные договоры Российской Федерации. Вопросы, касающиеся исключительной экономической зоны Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район, расположенный за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и международным правом.

Определение исключительной экономической зоны также применяется ко всем островам Российской Федерации, за исключением рифов, которые не подходят для жизнеобеспечения людей или ведения независимой экономической деятельности.

2. Внутренняя граница исключительной экономической зоны — это внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны расположена на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережье которых находится напротив побережья Российской Федерации или примыкает к побережью Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормы международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или их замены, перечни географических координат точек, утвержденные Правительством Российской Федерации, с указанием основных исходных геодезических данных и линий границ, определенных международными договорами Российской Федерации. Федерации или на основании общепризнанных принципов и норм международного права, они указываются на картах фиксированного масштаба и публикуются в Извещениях мореплавателям».

2. Формирование базы данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы исключительной экономической зоны — водные биологические ресурсы и неодушевленные ресурсы, расположенные в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах (абзац изменен 7 февраля 2007 г. Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ, — см предыдущую редакцию);

водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее — водные биологические ресурсы) — рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов «оседлых видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г n. 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (абзац изменен Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ от 7 февраля 1995 г., 2007 г. — см. Стар. Ред);

неодушевленные ресурсы исключительной экономической зоны (далее также — неодушевленные ресурсы) — минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая химические элементы и их соединения, содержащиеся в морской воде, приливную энергию, течения и ветер, другие возможные виды неодушевленных ресурсов;

абзац утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ — см. Стар. Ред;

абзац утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ — см. Стар. Ред;

абзац утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ — см. Стар. Ред;

абзац утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ — см. Стар. Ред;

абзац утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ — см. Стар. Ред;

абзац утратил силу с 7 февраля 2007 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2006 г. 188-ФЗ — см. Стар. Редакцию;

морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее: морские научные исследования) — фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для таких исследований, направленные на получение знаний обо всех аспектах природных процессов, происходящих на морском дне и в его глубинах, в воде колонка и атмосфера (абзац изменен Федеральным законом от 22 апреля 2003 г. № 48-ФЗ — см стар ред);

исследования морских ресурсов в исключительной экономической зоне (далее — исследования морских ресурсов) — прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов исключительной экономической зоны (абзац изменен 9 января 2010 г. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ, — см стар ред);

вредное вещество — вещество, которое в случае попадания в морскую среду может угрожать здоровью человека, наносить ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам исключительной экономической зоны, ухудшать условия отдыха или препятствовать другим видам законного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации (абзац в редакции Федерального закона от 4 ноября 2006 г. N 188-ФЗ; в редакции от 9 января 2010 г. 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ, — см. Стар. Ред);

сброс опасных веществ или сточных вод, содержащих такие вещества (далее — сброс опасных веществ) — любые сбросы с судов и другого плавучего оборудования (далее — корабли), самолетов, искусственных островов, установок и сооружений, независимо от причин могут быть вызваны, включая любые утечки, удаление, разливы, утечки, перекачивание, изоляцию или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, который происходит непосредственно в результате разведки, разработки и связанной с этим переработки в море полезных ископаемых континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредные вещества для законных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или борьбы с ним;

загрязнение морской среды — введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к вредным последствиям, таким как ущерб водным биологическим ресурсам и жизни на море, опасность для здоровья человека, вмешательство в деятельность на море, в том числе рыболовство и иное законное использование моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха (абзац изменен Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. N 188-ФЗ);

захоронение — любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с кораблей, самолетов, искусственных островов, заводов и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение кораблей, самолетов, искусственных островов, растений и построек; удаление отходов или других материалов, присущих или возникающих в результате нормальной эксплуатации кораблей, самолетов, искусственных островов, заводов и сооружений, за исключением отходов или других материалов, перевозимых судами, самолетами, заводами и сооружениями, которые управляются для удаления таких материалов или доставлены на такие корабли, самолеты, искусственные острова, заводы и сооружения, а также за исключением тех, которые являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких кораблях, самолетах, искусственных островах, заводах и сооружениях; размещение материалов в целях, отличных от их простого удаления, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации;

искусственные острова — объекты (искусственно построенные сооружения), стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание на территории исключительной экономической зоны Российской Федерации, имеющие паводки, насыпи, завалы и (или) другие неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды во время максимального прилива;

(Абзац включен также с 4 февраля 2014 г. — Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ.)

установки, сооружения — фиксируемые гибко или стационарные в соответствии с проектной документацией для их создания в местах нахождения в исключительной экономической зоне Российской Федерации стационарные и плавучие (мобильные) буровые платформы, плавучие морские платформы (мобильные), стационарные морские платформы и др объекты, а также подводные сооружения (в том числе колодцы).

(Абзац включен также с 4 февраля 2014 г. — Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ.)

2. Пункт утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ. — См. Предыдущую редакцию.

Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки, освоения и сохранения водных биологических ресурсов и неживых ресурсов и управления этими ресурсами, а также в отношении других видов экономической разведки и освоения исключительной экономической зоны (п с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ, вступившими в силу 7 февраля 2007 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ, в редакции от 9 января 2010 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ, — см стар ред);

2) суверенные права в целях изучения морского дна и его недр и разработки минеральных и неживых ресурсов, а также развития водных биологических ресурсов, связанных с «оседлыми видами» морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка полезных ископаемых и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также разработка водных биологических ресурсов, относящихся к «оседлым видам», осуществляются в соответствии с законодательством Федерации. РФ «О недрах», Федеральный закон от 20 декабря 2004 г п. 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»), Закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», другие федеральные законы, применимые к данной территории экономическая исключительность и деятельность по ней (абзац изменен Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. N 188-ФЗ; изменен 9 января 2010 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 364-ФЗ — см стар ред);

3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы на любые цели проводятся в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

4) исключительное право строить, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование островов, растений и искусственных сооружений. Российская Федерация обладает юрисдикцией над такими искусственными островами, установками и сооружениями, включая юрисдикцию в отношении таможенных, налоговых, медицинских и иммиграционных законов и постановлений, а также законов и постановлений, связанных с безопасностью. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

5) юрисдикция в отношении:

морские научные исследования;

защита и сохранение морской среды от загрязнения любого происхождения;

прокладка и управление подводными кабелями и трубопроводами РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

6) иные права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, коммерческими, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признанных в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

4. Пункт утратил силу с 9 января 2010 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. 364-ФЗ. — См. Предыдущую редакцию.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими видами использования моря, законными с точки зрения международного права, связанными с этими свободами относящиеся к эксплуатации судов, самолетов и подводных кабелей и трубопроводов.

2. Указанные свободы будут осуществляться в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также при условии защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны (п и последующие изменения, вступившие в силу 7 февраля 2007 г. Федеральным законом от 4 ноября 2006 г. № 188-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ, и последующими изменениями).

Глава V. Защита и сохранение морской среды

Статья 27. Государственная экологическая компетенция в исключительной экономической зоне

Статья 28. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом

Статья 29. Государственный мониторинг исключительной экономической зоны

Статья 30. Сброс вредных веществ

Статья 31. Морские аварии

Статья 32. Охрана и сохранение покрытых льдом территорий

Статья 33. Охрана и сохранение особых территорий

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязательств и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. Первый параграф статьи 56 предусматривает, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, живых и неживых, в водах, покрывающих морское дно, морское дно и его недра, а также для целей управления этими ресурсами и в отношении других виды экономической разведки и разработки в указанной области, такие как производство энергии за счет использования воды, течений и ветра;

важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне сосредоточены в основном на обеспечении условий для ведения экономической деятельности, такой как разведка и разработка морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В этом отношении концепцию суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, который подразумевает полную независимость, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международными правовыми нормами.

Концепция суверенных прав также встречается в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2 (2) Женевской конвенции гласит:

права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку континентального шельфа или не разрабатывает свои природные ресурсы, никто другой не может делать это или требовать притязаний на его континентальный шельф без его явного согласия.

Хотя Часть V Конвенции 1982 г не содержит аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ по своей сути являются исключительными, поскольку никто не уполномочен проводить исследования или разработку ресурсов в этом районе без прямого согласия властей. Прибрежное государство.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этой связи ключевым положением является пункт 1 статьи 73:

прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав на разведку, разработку, сохранение и управление биологическими ресурсами в исключительной экономической зоне может принимать меры, включая поиски, инспекции, аресты и судебное преследование, необходимые для обеспечения соблюдения законов и постановлений, принятых им в в соответствии с настоящей Конвенцией.

Хотя это положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «изданные им законы и постановления» проясняет, что государство также обладает законодательной юрисдикцией.
Морские научные исследования в исключительной экономической зоне

Глава VI. Особенности экономических отношений при пользовании водными биоресурсами и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны Российской Федерации

Статья 34. Плата за использование водных биологических ресурсов и неодушевленных ресурсов

Ресурсы рассматриваемых зон

Ресурсы делятся на живые и неживые. В первую входят различные виды рыб, морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в этих водных средах. Ко второй относятся полезные ископаемые: нефть, газ и т.д., лежащие на морском дне. Они также включают химические взвеси, соединения химических элементов, энергию ветра, приливы и течения, а также другие потенциальные типы неодушевленных ресурсов.

Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона

Статья 35. Охранные организации

Статья 36. Права должностных лиц охранных организаций

Статья 37. Содействие органам защиты

Статья 38. Экономическое стимулирование сотрудников органов безопасности

Статья 39. Особенности ответственности за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 41. Разрешение споров

Статья 42. Упразднена

Статья 43. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Статья 44. Адаптация нормативных правовых актов к настоящему Федеральному закону

Федеральный закон Российской Федерации «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» N 191-ФЗ (действующая редакция 2021 г)

Суверенитет

Ни одно государство не обладает полным суверенитетом над рассматриваемой территорией, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны неоднозначен. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна имеет определенные суверенные права на разведку, разработку природных ресурсов и их охрану под землей, в водах морского дна и непосредственно на нем.

Для достижения своих экономических целей это государство может строить самостоятельно или предоставлять разрешения, регулирующие создание и эксплуатацию искусственных островов, а также различных структур и сооружений. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не меняют границ последнего, а также границ континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

континентальный шельф и исключительная экономическая зона

На этих постройках и искусственных островах установлена ​​исключительная юрисдикция государства на побережье, к которому примыкает данная территория.

Оцените статью
Блог про международное право и экономию