В чем выражается суверенитет государства и что означает в обществознании

Значение термина

Суверенитет — это социально-политическое понятие, которое подразумевает самодержавие внутри страны и свободу ее действий во внешней политике. Внутренняя независимость проявляется следующими признаками:

  • правительство имеет право действовать от имени всех жителей штата;
  • все ассоциации, группы, общественные социальные слои подчиняются постановлениям правительства;
  • гражданские и общественные права и обязанности регулируются законодательными актами, издаваемыми государством;
  • высшая государственная власть обладает исключительными полномочиями устанавливать чрезвычайное положение, привлекать полицию и армию к разрешению любых конфликтов.

Конституция государства

Федеральные законы и конституция являются основными законодательными актами в стране. С юридической точки зрения это считается важнейшим проявлением превосходства принимающей их государственной власти. В независимости внешней политики и экономики суверенитет государства определяется еще больше. Во внешнеполитических отношениях независимость страны проявляется в том, что:

  1. он признан свободным образованием всеми сторонами, участвующими в международных отношениях. При этом самопровозглашенные республики не признают внешней независимости.
  2. Отдельная власть диктатуре не подчиняется. Во внешней политике он пользуется полной независимостью в принятии и реализации решений.
  3. Страна не позволяет никому диктовать свое мнение, участвовать во внутренней политике, которую она проводит.

Но с развитием глобализации, по мнению современных политологов, внешний суверенитет все больше ограничивается. Действия стран регулируются статьями международного права, они делегируют часть своих полномочий межгосударственным структурам, мобилизуясь для решения глобальных проблем.

Политический и юридический суверенитет

Государственный суверенитет — сложное политико-правовое явление, в котором политический и правовой аспекты неразрывно связаны.

(Эффективный) политический суверенитет означает реальную возможность доминирующей политической силы в данном государстве автономно выражать свою волю как в юридических, так и внеправовых формах и реализовывать ее без внешних ограничений.

Источником политического суверенитета следует признать волевой акт, послуживший причиной установления политической власти и образования государства на данной территории.

Носитель политического суверенитета — относительно изолированная часть народа, объединенная экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, которая преследует общие цели и задачи, а в силу доминирующего положения имеет возможность участвовать в учении высшей власти в обществе.

Правовой (правовой) суверенитет — это формальное внешнее закрепление верховенства, независимости и независимости государства, выраженное в системе государственной власти и в законодательной системе.

Источниками юридического суверенитета являются юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства: конституция, декларация независимости, акты государств о признании суверенитета другим государством и т.д.

Носителем юридического суверенитета является вся система публичных полномочий государства, между которыми разделена компетенция. Именно эти органы осуществляют власть, издают властные приказы в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.

Политический и юридический суверенитет — две стороны единого феномена суверенитета. Эти части можно рассматривать по отдельности, но именно их сочетание характеризует качественное содержание суверенитета.

Суверенитет народа

Эта категория — один из обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее никто не оспаривает.

Введение

Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (17-18 вв.) И выступила против требований неограниченной власти монархов как предположительно полученного сверху мандата. Таким образом, понятие суверенитета (что означает верховная власть, независимость) сложилось в 16 веке. Ж. Боден (Франция) для обоснования неделимости государственной власти был использован в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и демократии. Конституционный принцип суверенитета народа сегодня напоминает всем правителям, от которых они получили власть и, следовательно, от имени которых они обязаны использовать эту власть.

Позже, в двадцатом веке, возникла концепция «суверенитета нации», которая отождествлялась с суверенитетом какой-либо нации или правом нации на самоопределение до создания национального государства. По своему характеру и скрытому смыслу это не юридическое понятие, поскольку ни одно многонациональное государство не закрепит «право» на разрушение его единства. Демократическое государство с верховенством закона исключает дискриминацию по признаку этнической принадлежности и гарантирует гражданам всех национальностей право реализовывать свои национальные культурные интересы. Другое дело — выдвижение требований народов о независимости в условиях распада федеративных государств. Таким образом, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из субъектов этих федераций, получившей всеобщее международно-правовое признание. В Грузии в связи с отделением от СССР разразилась межнациональная гражданская война, в результате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуя свое право на самоопределение и опираясь на исторические корни, заявили о своей независимости.

Конституция Российской Федерации дает достаточные основания для разрешения противоречия между «двумя суверенитетами». В искусстве. 3 гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Таким образом, народ понимается как единый и неделимый субъект, источник права. Любая нация, реализующая свои национальные интересы в рамках этой конституционной концепции, несомненно, защищена от всех форм дискриминации, не говоря уже о чьем-либо угнетении. Однако это не означает, что каждая нация имеет право создавать собственное государство; суверенитет согласно ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным слоям населения, а российскому народу в целом, и поэтому любое сепаратистское решение будет противоречить Конституции. Следует иметь в виду, что понятие «многонациональный народ» в корне меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве, говоря о демократии, возможны репрессии против целых народов, то гуманистическая интерпретация концепции «людей» как равных граждан с гарантированными правами и свободами для всех полностью исключает ее.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя представить иначе, чем власть, которой обладают отдельные люди — здесь также коренится определенная возможность манипулирования интересами и волей народа лжепророками и потенциальными тиранами. Народ осознает себя носителем суверенитета только в определенные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают вспышки негодования против насилия или массовое сопротивление несправедливому и чреватому правительству власти возникают кровопролитие и гражданская война. Люди никогда не едины в своих целях, потому что интересы их социальных групп различны, поэтому зачастую очень сложно отличить реализацию суверенитета народа от эгоистичных стремлений к власти опытных демагогов, правовые принципы здесь помогают лишь малому степень.

Отсюда исключительная важность юридической конкретизации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — важнейшая из этих гарантий.

Народный суверенитет или народный суверенитет — это главный источник власти. Воля народа, выраженная в юридически значимых формах, является истинной и единственной основой государства; из него вытекают полномочия организации и любые изменения в форме государственной власти. В силу естественного права, присущего концепции народного суверенитета, люди имеют право сопротивляться любым попыткам насильственного подрыва конституционного строя. Для предотвращения попыток узурпации власти и нарушения воли народа Конституция устанавливает четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение полномочий преследуются в соответствии с федеральным законом »(часть 4 статьи 3). Также есть гарантия от возврата к тоталитаризму, установления индивидуальной диктатуры. Люди недвусмысленно заявляют о своей приверженности конституционному порядку и неприятии любой власти, основанной на внеконституционной силе. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия являются составными элементами народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа скрыта. В наше время трудно представить политическую силу, которая открыто отрицает это, тем более что политические движения основаны на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органично сочетаются со свободой людей и их суверенитетом. Однако ситуация иная с левыми и правыми радикальными идеологиями, которые на словах признают и поддерживают народный суверенитет, но на практике стремятся заменить его лидерством и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивается всей конституционной системой государства.

Право на сопротивление — это «палка о двух концах», поэтому оно редко упоминается в конституциях. В Конституции РФ это право не упоминается. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» во многом утопична, так как трудно представить, что, взяв власть, узурпатор не воспользуется этой властью для отмены законов против него. Однако это не может отрицать нормы, продиктованные самой Конституцией и законом в целом: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической возможности является государственным переворотом, который дает людям основу для осуществления права на сопротивление.

Важность свободы выбора

Самостоятельность в определении стратегии своего развития, выстраивании связей с населением, а также с другими участниками международных отношений означает государственный суверенитет. Это определение подтверждает право свободного выбора:

  • формы правления;
  • организация власти;
  • структуры местного самоуправления;
  • системы финансового менеджмента;
  • границы суверенитета (территориальные, правовые).

Сильная структура

Неотъемлемые свойства суверенной республики: контроль за порядком, соблюдение законов внутри страны, охрана территории в случае угрозы вторжения извне. В решении этих проблем задействованы силовые структуры — армия, полиция. Верховная власть вправе не допускать отделения отдельных частей, республик, областей. Эти стремления ведут к утрате территориальной целостности, определенной Конституцией.

Таким образом, в 1988 году начался процесс отделения республик в составе СССР, в результате которого распался Советский Союз и появилась Российская Федерация. Но независимость власти вовсе не означает отсутствие контроля. Верховная власть ограничена законами и положениями Конституции. Например, согласно ст. 3 ч.1 Конституции, народ считается носителем суверенитета в Российской Федерации.

Признаки суверенного государства

Признаки суверенного государства включают:

  1. территориальное верховенство государства (суверенитет государственной власти);
  2. государственная независимость.

Две его юридические характеристики, характеризующие суверенитет, — территориальное превосходство и независимость государства — неразрывно связаны, взаимно предопределены и взаимозависимы. Это две стороны одного явления: государственного суверенитета.

Территориальное верховенство государства

Термин-понятие «верховенство государства над своей территорией» (территориальное превосходство) выражает сущностную собственность государства, на основе которой оно имеет суверенитет, полноту государственной (публичной) власти на своей территории, исключая любую другую государственный орган в этом пространстве. Только государство может предписывать юридически обязательные правила поведения для всех физических лиц и их объединений (юридических лиц и общественных организаций), находящихся на его территории, и обеспечивать их соблюдение, в случае необходимости, путем принуждения к власти.

Государственные заказы, выраженные в национальном законодательстве и отдельных правовых актах, обязательны для всех их получателей — государственных органов, должностных лиц, граждан, иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц и общественных организаций. Суверенная власть государства над всеми этими лицами обозначается термином «юрисдикция». Государство имеет на своей территории (в некоторых случаях и за ее пределами) всю юрисдикцию — законодательную, административную и судебную.

В качестве верховной власти государство, и только это государство, устанавливает и изменяет свой национальный закон и обеспечивает его исполнение. Воля государства выражается в нормах национального права уполномоченным органом государства, осуществляющим законодательную юрисдикцию. Это, конечно, не означает, что государство в лице своих компетентных органов может заниматься правовым произволом. Воля государства, обычно выраженная в национальном законодательстве, определяется условиями жизни компании, организованной в данном штате.

Таким образом, термин «территориальный суверенитет» государства в общих чертах выражает следующие существенные свойства государства:

  • сосредоточение в своих руках всей полноты общественной (общественной) власти и властного принуждения;
  • осуществление государством законодательной, административной и судебной юрисдикции;
  • установление и поддержание правопорядка в государстве;
  • наличие единства и неограниченной юридической власти государства, осуществляемой государственными органами в их совокупности.

Территориальное превосходство государства проявляется еще и в том, что в его руках, в лице компетентных органов государства, сосредоточены все силы принуждения и все средства принуждения власти. Мощное принуждение к исполнению требований законодательства осуществляется уполномоченным государством органом или, в редких случаях, специально уполномоченной государством неправительственной организацией. Государственная монополия на принуждение к власти вовсе не означает, что государство делает только то, что диктует, для соблюдения требований закона. Обычно субъекты национального права законопослушны, поскольку нормы права выражают их интересы и потребности. И чтобы избежать негативных последствий для них, преступления и преступления должны пресекаться государством соответственно.

Территориальное верховенство государства, осуществляемое от имени государства государственной властью, предопределяет необходимость наличия двух качественных характеристик последней: единства и правовой безграничности государственной власти.

Единство государственной власти заключается в том, что государственные органы в целом образуют единую государственную власть, действующую от имени государства и в конечном итоге связывающую государство как таковое.

Утверждение неограниченной юридической власти государства в силу его территориального верховенства отнюдь не является доказательством возможности произвола в вопросах внутреннего правового регулирования. Деятельность государства в этом секторе определяется реальными внутренними и внешними условиями существования организованного общества в государстве. Государство может установить не произвольный национальный закон, а только такой, который соответствует условиям жизни данного общества, его интересам и потребностям, правосознанию, общественной морали и традициям. В противном случае предписания закона не будут исполнены или государственная власть, утратившая эффективность, а следовательно, и легитимность, будет заменена новыми усилиями населения.

Независимость государства

Независимость государства в международных отношениях предопределяет необходимость регулирования отношений между государствами с помощью особой правовой системы: международного права. В свою очередь, международное право исходит из независимости государств друг от друга и делает эту независимость основополагающим принципом международно-правового регулирования.

В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух своих аспектах:

  1. в независимости государства в отношении регулирования его внутренних общественных отношений (внутренняя независимость);
  2. в независимости государства во внешних отношениях (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и не может регулировать внутренние общественные отношения. Это находит свое позитивное воплощение в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга. Прямого регулирования внутренних отношений международным правом нет и быть не может.

Внешняя независимость государства, в основном в его отношениях с другими государствами, заключается в том, что оно свободно осуществляет, независимо от других государств, внешнеполитическую деятельность в рамках своих международных обязательств по общему международному праву и местным международным соглашениям. Эти обязательства являются не ограничением, а проявлением его независимости во внешних делах, поскольку, как и во внутреннем законодательстве, само государство по своей собственной воле подчиняется международному праву, хотя это подчинение определяется условиями о его существовании в системе государств. Если государство, например, недавно созданное, отказывается признать обязательными нормы общего международного права, включая его фундаментальные принципы и другие императивные нормы, правила juscogens (общеобязательный закон), то оно не может утверждать, что другие государства и другие субъекты международного права уважают свой суверенитет, территориальное превосходство и независимость в международном общении. В этом суть метода международно-правового регулирования по соглашению между государствами и другими субъектами международных отношений и суть заинтересованности государств в международно-правовом регулировании их отношений.

В самом деле, если внутреннее право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения между государствами по существу его правил и их признанию юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования (взаимных уступок и компромиссов) воли государств. Следовательно, в нормах международного права
регулируя международные отношения, выражается согласованная и, следовательно, общая воля государств, установивших эти нормы, определяемая взаимными интересами и потребностями.

Все субъекты современного международного права, а не только государства, являются независимыми друг от друга государственными органами. Они не подчиняются власти какого-либо государства или какой-либо третьей стороны. Но независимость субъектов международного права, кроме государств, не является выражением их суверенитета, которым они не обладают. Это результат согласия государств не подчинять определенные государственные органы своей власти и признания государствами их правоспособности и международной правосубъектности.

Независимость государств в международном общении как одна из составляющих их суверенитета является правовой категорией, установленной и регулируемой международным правом. Этому никоим образом не противоречит эффективная объективная взаимозависимость государств, которая постоянно усиливается из-за международного разделения труда, обострения глобальных проблем современности и других причин. Именно взаимозависимость государств как суверенных образований вызывает необходимость их сотрудничества на глобальном или местном уровне и регулирования такого сотрудничества с помощью международного права. Общее международное право, регулирующее межгосударственные и другие международные отношения во всех сферах, создается государствами, а точнее международным сообществом государств в целом. Его структура основана на основополагающих принципах международного права. Этими принципами международного права являются:

  • принципы суверенного равенства государств;
  • неприменение силы или угроза ее применения в межгосударственных отношениях;
  • невмешательство в дела, относящиеся к внутренней компетенции любого государства;
  • мирное разрешение межгосударственных споров и межгосударственное сотрудничество.

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

В науке международного права сформулированы три концепции взаимосвязи международного права и внутреннего права:

  1. дуалистический;
  2. верховенство международного права;
  3. верховенство внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основано на признании существования двух различных и взаимодействующих правовых систем: национальной и международной.

Сторонники концепции верховенства внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешних государственных прав различных государств.

Позиция, выраженная профессором С.В. Черниченко: «Международное право и внутригосударственное право — это разные правовые системы, не имеющие верховенства друг над другом, действующие на разных уровнях, в разных правовых измерениях».

Конституция Российской Федерации не содержит положения о внесении в нее изменений в отношении международно-правовых актов, договоров, в том числе содержащих нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принятые в Российской Федерации законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Толкование п.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации дала основание профессору Г.А. Карташкину сделать вывод, что «новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним правом, не распространяет это верховенство на Основной закон страны».

Абсолютный и ограниченный суверенитет

Основоположник теории суверенитета Дж. Боден указывал, что «суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства». Поэтому утверждается, что государственный суверенитет едино, неделим и безоговорочно.

В настоящее время все больше и больше высказывается мнение об ограничении государственного суверенитета. Многие авторы предсказывают «упадок» государственного суверенитета, вынуждены «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.д. Утверждается, что любой международный договор так или иначе ограничивает суверенитет государств-участников.

Признавая до некоторой степени правоту сторонников ограниченного суверенитета, тем не менее с ними следует не соглашаться.

Суверенитет — неотъемлемая и имманентная собственность каждого государства. Та или иная политическая организация общества не будет государством, если у нее нет суверенитета. То есть суверенитет есть или нет. Если его качества претерпели радикальные изменения, то это уже не суверенитет.

Предположение об ограниченности государственного суверенитета порождает неразрешимые вопросы. Например, не ясно, до какой степени суверенитет должен быть ограничен, чтобы перестать существовать? Чтобы ответить на этот вопрос, суверенитет должен быть разбит на составные элементы и должен быть определен предел его ограничения. Однако этого сделать нельзя. Суверенитет — это не структурная единица, это абстрактное, неотъемлемое качество государства, которое нельзя фрагментировать.

Заключая международные соглашения, государство не ограничивает свой суверенитет или свободу, а, наоборот, реализует их, поскольку действует в своих интересах. Государство может отказаться от этих обязательств в любой момент, несмотря на то, что взаимозависимость государств в современном мире делает такой курс практически невозможным.

Внутренний и внешний суверенитет

Суверенитет в его современном понимании имеет два разных измерения: внутреннее и внешнее.

Внутренний суверенитет означает, что государство может контролировать все формы внутренней жизни в стране, распоряжаться ее территорией и ресурсами, а также принимать общеобязательные законы на всей территории страны и обеспечивать их выполнение.

Внешний суверенитет означает, что государство может самостоятельно проводить свою внешнюю политику, устанавливать или прекращать дипломатические отношения с другими государствами по своему желанию, вступать в международные организации и выходить из них, заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира и защищать свою территорию.

Несмотря на то, что внутренний и внешний суверенитет — это всего лишь проявление одного и того же принципа государственного суверенитета — его атрибутов, различие между ними важно на практике.

Во-первых, суверенитет в обоих случаях осуществляется разными институтами: исполнительная власть выступает в качестве суверенитета во внешних делах, а во внутренних делах суверенитет, как правило, воплощается в законодательной власти.

Во-вторых, их функции различаются: в то время как внутренний суверенитет относится ко всем политическим и правовым вопросам, внешний суверенитет обычно касается только вопросов взаимоотношений или сотрудничества между суверенными субъектами.

Наконец, внешний суверенитет нельзя рассматривать с точки зрения верховенства, суверенитета, исключительности, поскольку суверен может сосуществовать только наравне с другими суверенами. Внешний суверенитет выражает равенство и независимость государств на международной арене.

Понятие суверенитета в разные исторические эпохи

Это слово имеет французские корни и означает способность и способность осуществлять неограниченную (суверенную) власть над страной. Правитель — это абсолютный правитель, не ограниченный никакими рамками (король).

Появление этой концепции было связано со следующими факторами:

  1. феодальная раздробленность государств, ставшая тормозом экономического развития;
  2. зависимость светской власти от воли церкви;
  3. ограничивать действия национальных правителей консультативными органами (парламентами, советами, кортесами), сформированными могущественными феодалами.

Общей тенденцией в европейских странах XIV-XVI вв. Было установление верховной власти короля, признанного верховным правителем в стране, определение государства как института, полностью независимого от воли церкви.

Первые попытки сформулировать выражение государственного суверенитета были предприняты в 16 веке французским юристом Жаном Боденом. Он обозначил это как непрерывную и абсолютную власть монарха на территориях, находящихся под его контролем.

Слово «суверен» впервые было использовано в Вестфальских соглашениях, подписанием которых закончилась Тридцатилетняя война.

С тех пор этот термин используется для обозначения независимости во внешних делах и господства изнутри по отношению к определенным территориям и государствам.

Пытаясь понять суть суверенного государства, ученые современности задумались об источниках его происхождения. Впервые их сформулировал английский мыслитель Томас Гоббс. Он считал, что изначальным и естественным состоянием общества была анархия, когда все воюют со всеми.

Чтобы положить конец беспорядкам, граждане заключили общественный договор, правительство штата призвано обеспечить его соблюдение. Он выступает в роли судьи, наказывает обидчиков, защищает границы страны от внешней агрессии.

В XIX веке немецкий юрист Карл Шмитт дал определение, отличное от определения Гоббса.

По мнению ученого, признаком истинного внутреннего превосходства является возможность ввести в стране чрезвычайное положение, отменить уже принятые законы и при необходимости их нарушить.

Такое толкование суверенной власти используется политологами по сей день.

Определение понятия в разное время

Понятие происходит из французского языка, оно означает возможность и доступность неограниченной власти над государством. Короля называли сувереном, чья власть была абсолютной, ни на что не влияющей. Появлению этого концепта способствовало наличие следующих причин:

  • отсутствие централизации власти, раздробленность государств, тормозившая развитие экономики;
  • приоритет церковной власти над светской властью;
  • воля государей ограничивалась совещательными органами, созданными влиятельными феодалами.

Эти тенденции тормозили национальное развитие, что привело к естественному изменению формы правления. Основные направления политики европейских стран в XIV-XVI вв. :

  • признание короля монархом;
  • наделение его верховной властью на территории страны;
  • отделение государства от церкви.

Жан Боден

В 16 веке Жан Боден выразил значение государственного суверенитета. Французский юрист сформулировал его как абсолютную монархическую власть, непрерывно действующую на территориях, подчиненных королю. Впервые термин был использован при подписании Вестфальских соглашений, положивших конец Тридцатилетней войне. С тех пор это слово используется для обозначения независимости конкретных территорий во внешних и внутренних делах.

Чтобы понять значение государственного суверенитета, ученые семнадцатого века изучили причины его возникновения. Томас Гоббс был первым, кто их сформулировал. Английский философ пришел к выводу, что анархия была естественной для общества с самого начала его существования, когда власть отсутствовала в принципе. В этом случае каждый может начать драться с кем угодно. Чтобы подавить беспорядки, компания заключила гражданско-правовой договор. Наблюдать за его соблюдением призвана верховная власть, которая судит, наказывает нарушителей, защищает границы от внешних нападений.

В 19 веке Карл Шмитт переосмыслил идею внутреннего превосходства. Этот немецкий юрист не согласился с теорией Гоббса. Он считал право вводить чрезвычайное положение, отменять принятые законы, при необходимости игнорировать их, как признаки полноты самодержавия. Политологи до сих пор используют это определение.

Суверенитет в современной политике

Неолиберальное толкование термина является наиболее распространенным в социальных науках. По его словам, существует три типа суверенитета:

Национальный суверенитет

  1. Государство — выражается в праве, не подчиняясь воле третьих лиц, осуществлять законодательную, судебную, исполнительную власть в пределах территориальных границ, а также самостоятельно выстраивать внешнюю политику. Страна, которая зависит от внешних решений, не имеет внешней и внутренней независимости, это колония. Неолибералы считают, что суверенитет не требует доказательств, официального подтверждения, является объективным понятием. На этом фундаменте построена вся энергосистема.
  2. Национальный — право любой национальности на самоидентификацию. Каждый народ, если сочтет это необходимым, может создать свое государство. Это подтверждает его политическую самостоятельность в выборе организационно-правовой формы и типа взаимодействия с другими народами. Но эта независимость изначально не свойственна ни одной нации, а продиктована формой структуры общества. Национальная независимость отражает демократические принципы, которые воплощаются в соответствии с уровнем развития нации, осознанием ею своих приоритетов. Это отправная точка формирования государственной власти.
  3. Народ — подразумевает право каждого гражданина участвовать в принятии законов, влиять на политический курс страны. Одним словом, это правило народа. Народная власть выражается двояко. Выборы, роспуск местных или федеральных парламентов являются обязательными. Открытие общественных слушаний, публичные обращения к госслужбе — консультации. Народный суверенитет противоположен монархическому суверенитету. Царь — это не часть народа, это отдельная личность с тоталитарной государственной властью. А суверенитет народа означает, что власть правительства основана на выражении воли народа, гарантией которого являются честные выборы.

В 2000 году была организована комиссия ООН, которая рассмотрела вопросы государственного суверенитета. В своем отчете организация подчеркнула, что страны не только имеют право не вмешиваться во внутренние дела, но и обязаны защищать людей, проживающих на ее территории. Если такая защита не может быть предоставлена, международное сообщество берет на себя эту ответственность.

Независимость и международное право

Идея о том, что суверенитет дает неограниченную власть внутри страны, не совсем верна. Нормы международного права действуют на территории всех демократических государств. То есть есть юридические документы, принятые за пределами страны, которой он подчиняется.

В России Верховный и Конституционный суд

Например, в России высшими судебными органами являются Верховный и Конституционный суды. Но во Франции (Страсбург) есть Европейский суд, который рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека. Его приговоры основаны на Конвенции о правах человека. Этот документ признан в большинстве стран. Решение российского суда будет отменено, если Страсбург сочтет, что при ведении дела была нарушена Конвенция.

Это не означает ограничения суверенитета Российской Федерации. Страна добровольно приняла международные соглашения, дающие международному суду право отменять судебные решения в России. Россия может в одностороннем порядке выйти из договора в любой момент, игнорируя страсбургские решения. Внешняя политика иногда предполагает добровольное подчинение.

Также существует абсолютный и ограниченный государственный суверенитет. Ограничение независимости может быть добровольным и обязательным. Добровольное нарушение возможно для получения общих благ с другими государствами. Это решение глобальных проблем, создание международных организаций. В этом случае между странами достигаются взаимные договоренности. Принудительная независимость ограничена в колониальных или побежденных войной государствах.

Суверенитет и суверенные права

Верховенство и независимость государства проявляются в реализации его функций и предполагают наличие соответствующих суверенных прав, которые юридически гарантируют их реализацию. Однако наличие этих прав как необходимое условие суверенитета само по себе не является достаточным для его формирования.

Государственный суверенитет — это не набор суверенных прав, но предполагает формальную юридическую возможность обладания такими правами. Суверенитет как качество государства касается вопроса о существовании государства — существования его юридической правосубъектности и государственных прав — вопроса об объеме его юридической правоспособности, который возник именно в связи с наличием суверенитета.

к основным суверенным правам, раскрывающим содержание внутреннего суверенитета государства, принято относить:

  • право принимать и изменять конституционное и действующее законодательство;
  • право создавать систему государственных органов;
  • право создания административно-территориального деления;
  • право регулировать вопросы гражданства;
  • право выпускать деньги, собирать налоги и сборы;
  • право распоряжаться своей территорией и природными ресурсами;
  • право определять меры и средства принуждения и наказания;
  • право создавать вооруженные силы и т д

принято проявлять внешний суверенитет через:

  • право заключать международные договоры и соглашения;
  • право устанавливать дипломатические отношения;
  • право участвовать в работе международных организаций и конференций;
  • право объявлять войну и заключать мир;
  • право вести бизнес в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе ;
  • право осуществлять юрисдикцию над гражданами за пределами территории государства;
  • право на нейтралитет и так далее

Конкретный перечень суверенных прав не является постоянным, а определяется функциями государства на историческом этапе развития. Также очевидно, что содержание этих прав может трансформироваться в зависимости от характера международных отношений, функций государства, изменения форм деятельности государства.

Последствия потери самостоятельности

Партия Ленина пришла к власти

В истории есть много примеров разделения власти. В России период так называемого двоевластия пришелся на 1917 год. Еще до Октябрьской революции Николай II отрекся от престола, в результате чего партия В.И. Ленина стала партией власти. Первая мировая война принесла еще больший хаос. Анархия того периода привела к большим проблемам. Это продовольственный кризис, волнения в армии, забастовки рабочих и многие другие проблемы. Борьба двух систем власти в итоге вылилась в гражданскую войну, кровопролитие которой сравнимо с мировой войной.

Отсутствие независимости государства, невозможность его защитить, негативно сказываются на населении страны. В таком положении Россия оказалась в 1990-е годы. После распада Советского Союза она пошла по пути либерализации. В результате пострадал внутренний суверенитет. Текущие реформы должны были привести правительство к участию только во внешней политике, представляя общественные интересы. Внутренняя политика того времени была направлена ​​на подавление любых проявлений государственности.

Недовольство народа в 1917 году

Это привело к катастрофе: неорганизованная экономика, недостаток продовольствия, недостаток боевых возможностей, некомпетентность правоохранительных органов, неэффективная система образования. Это только часть проблем, потрясших страну в конце прошлого века.

Чтобы избежать такого хаоса, государство должно сохранять внутренний и внешний суверенитет в любой ситуации.

Только при сохранении и укреплении государственного суверенитета можно исключить внешнее влияние. А также для того, чтобы каждый гражданин мог влиять на будущее своей страны.

Оцените статью
Блог про международное право и экономию