Зарождение системы коллективной безопасности
В начале 1930-х годов Москва пересмотрела свою внешнюю политику в связи с японским вторжением в Маньчжурию в 1931 году и установлением неограниченной власти Гитлера в Германии в 1933 году. Новое правительство Германии не скрывало своего негативного отношения к СССР и его странам идеология. Более того, Гитлер открыто говорил о жизненно важной важности для немцев получения нового «пространства на Востоке». Поэтому Советский Союз, ранее выступавший за пересмотр версальской системы международных отношений, был вынужден обратиться к ее защите.
В июне 1933 года СССР разорвал советско-германский договор о военном сотрудничестве. Далее следуют встречи с французским правительством.
29 декабря 1933 года нарком иностранных дел Литвинов описал принципы, на которых будет строиться новый курс внешней политики СССР:
- ненападение и нейтралитет в любом конфликте;
- меры по умиротворению Германии и Японии;
- участие во всех мероприятиях, посвященных созданию универсальной системы безопасности;
- быть открытыми для диалога с Западом.
В результате государства признали СССР как государство, и вскоре после этого Чехословакия, Болгария и Румыния сделали то же самое летом 1934 года. В сентябре 1934 года СССР был полностью принят в Лигу Наций и в качестве постоянного члена Совет в статусе великой державы.
Универсальная коллективная безопасность.
Основным инструментом сохранения мира и предотвращения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом Организации Объединенных Наций.
В механизме обеспечения всеобщей безопасности нет принудительных, а мирных мер:
- Обязательство государств-членов:
- проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять усилия для поддержания международного мира и безопасности;
- создавать условия для уважения справедливости и соблюдения международных обязательств;
- принимать коллективные меры для предотвращения и усиления угроз миру, для разрешения международных споров или ситуаций мирными средствами;
- развивать дружеские отношения между народами;
- не допускать вмешательства в дела, которые по сути являются внутренней компетенцией государства;
- воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и любым другим способом, несовместимым с целями ООН.
- Определение правовых средств мирного разрешения международных споров (переговоры, добрые услуги, посредничество, рассмотрение, примирение, арбитраж, судебный процесс, обращение в региональные органы или соглашения), с помощью которых члены ООН могут самостоятельно (без участия ООН) мирным путем разрешать споры и ситуации (Глава VI).
- Дисциплина работы органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для разрешения международных споров (главы V, VI, VIII);
- Укреплять доверие между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых разных сферах отношений (статьи IV, IX и др.).
- Содействовать осуществлению практических мер в области ограничения вооружений и разоружения (статьи 11, 26, 47).
В Уставе ООН также предусмотрены меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на конкретное государство. В этом случае первую роль берет на себя Совет Безопасности ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (статья 24).
Совет Безопасности ООН — центральный орган универсальной системы коллективной безопасности.
Совет Безопасности вправе незамедлительно принять:
- превентивные меры по предотвращению и ограничению конфликтов: прекращение огня, вывод войск на ранее занятые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны (статья 40);
- обязательные меры безопасности без использования вооруженных сил: эмбарго на поставку оружия, полное или частичное прерывание экономических отношений по железной дороге, морю, воздуху, почте, телеграфу, радио или другим видам, прерывание дипломатических отношений (статья 41);
- принудительные меры безопасности с применением вооруженных сил: демонстрация, блокада, операции с морскими, воздушными или сухопутными силами государств-членов ООН (ст. 42).
Для поддержания мира и пресечения актов агрессии по запросу Совета Безопасности и в соответствии со специальными договоренностями государства-члены должны предоставить адекватные вооруженные силы, помощь и объекты (статья 43). Эти соглашения определяют количество и тип войск, их дислокацию, характер помощи и т.д.; подлежат ратификации.
Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляется Комитетом Генерального штаба, состоящим из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей, который подотчетен Совету Безопасности. На практике эта процедура не используется: отчасти из-за ее громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Специального соглашения не заключено, Военно-штабной комитет практически бездействует.
Развитие системы коллективной безопасности
26 января 1934 года Германия заключила с Польшей пакт о ненападении, что побудило Советский Союз перейти к более тесному сотрудничеству с Францией.
Советская сторона поддержала мнение министра иностранных дел Франции Луи Барту о том, что соглашение о взаимопомощи должно быть подписано всеми странами Центральной и Восточной Европы. То же относилось и к Германии. Предполагалось, что этот «Пакт Востока» станет своеобразным аналогом договоренностей, достигнутых в Локарно. Вторая идея министра заключалась в том, что Москва и Париж подпишут соглашение о взаимопомощи в случае военной агрессии в Европе. Таким образом, два государства свяжут восточную и западную системы коллективной безопасности.
Однако Германия и Польша сразу же заявили об отказе от участия в этих соглашениях. 9 октября 1934 года Барту был убит хорватскими террористами, и новый французский министр отказался от проекта Восточного пакта. Однако идея франко-советского соглашения все еще витала в воздухе.
Толчком к подписанию пакта между Парижем и Москвой стало возобновление обязательной военной службы в Германии, что было прямым нарушением Версальского договора. Поэтому 2 мая 1935 года СССР и Франция заключили соглашение о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе. 16 мая 1935 года аналогичный пакт был подписан между Советским Союзом и Чехословакией. В то же время СССР встал на путь сближения с Великобританией, в результате чего в марте 1935 г. Москву посетил министр иностранных дел Великобритании Э. Иден.
3 октября 1935 г началась итало-эфиопская война. СССР говорил о необходимости применения жестких мер против агрессора, вплоть до лишения поставок нефти. Однако из-за нерешительности Парижа и Лондона никакого давления на Италию не оказывалось.
28 февраля 1936 г был ратифицирован Советско-франко-договор о взаимопомощи. В ответ на это 7 марта 1936 года Германия ввела свои войска в демилитаризованную зону Рейна, снова нарушив статьи Версальского мирного договора. Гитлер объяснил свои действия тем, что Франция, которой он поклялся в дружбе, фактически открыла двери большевизму в Западную Европу. Советы, однако, отметили, что они были готовы вместе с Лондоном и Парижем обеспечить соблюдение Версальского договора, а также Локарнских соглашений. Однако Франция и Великобритания не предприняли никаких действий, не желая связывать себя серьезными обязательствами перед Советами.
В июле 1936 года разразилась гражданская война в Испании. Рим и Берлин поддержали Франсиско Франко, который фактически был зачинщиком восстания против законной республиканской системы. Постепенно германо-итальянская помощь становилась все более необходимой. Законное правительство вскоре пало, но ни Лондон, ни Париж пока к действиям не прибегали. Поддержку республиканцам оказывал только СССР, но этого было недостаточно. Отчасти такая мера противоречила советской внешней политике невмешательства в дела других государств. Однако Италия и Германия, ранее заявившие о нейтралитете, все же оказали помощь повстанцам, что в конечном итоге побудило СССР отказаться от политики невмешательства.
В октябре 1936 года Берлин и Рим подписали соглашение о военно-политическом сотрудничестве, положившее начало «оси», к которой позже присоединилась Япония. 25 ноября 1936 года Токио и Берлин подписали Антикоминтерновский пакт, который позже был объединен присоединением Италии. По сути, это означало формирование нового антисоветского блока.
Март 1938 года ознаменовался новым кризисом: Германия осуществила аншлюс Австрии. Франция и Великобритания хорошо ладили с официальными приговорами, в то время как Советы говорили о необходимости наказать агрессора. Однако позиция СССР снова не нашла поддержки среди западных стран.
Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира
С момента создания ООН до наших дней, в случае возникновения военной ситуации или внешнего вторжения, организация может проводить миротворческие операции. Условия для этих операций:
- Обязательное согласие обеих конфликтующих сторон на осуществление любых регулирующих действий;
- Прекращение огня и гарантия защиты и безопасности мирных подразделений;
- Принятие Советом Безопасности соответствующего решения о проведении операций, которые лично контролируются Генеральным секретарем;
- Скоординированная деятельность всех сформированных воинских частей, направленная на разрешение конфликта;
- Беспристрастность и невмешательство во внутренние политические дела миротворческих организаций и подразделений;
- Финансирование деятельности международных регулирующих органов за счет финансовой помощи и специальных взносов.
Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты
Среди принципов построения системы коллективной безопасности и ее функционирования выделяют следующие:
- Разработка некоторых подходов, документов, концепций, точек зрения на возникающие проблемы мирного сосуществования;
- Обеспечение национальной (домашней) и мировой безопасности;
- Военное строительство, строительство штабов и подготовка квалифицированных военных кадров;
- Разработка нормативных документов в государстве, соответствующих нормам международного права в области обороны и миротворчества;
- Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств Содружества;
- Мирное совместное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.