Правовой режим территориального моря в международном праве

1. Понятие территориального моря и порядок отсчета его ширины

Территориальное море (территориальные воды) — морская полоса, прилегающая к наземной территории или к внешней границе внутренних морских вод государства, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Для архипелажных государств территориальное море расположено по внешнему периметру архипелажных вод.
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года суверенитет государства распространяется не только на территориальные воды, но и на воздушное пространство над ними, а также на поверхность морского дна и его недра в этих водах.
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах (рыболовство, использование других природных ресурсов и т.д.) может осуществляться только с явного согласия прибрежного государства.
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года каждое государство имеет право устанавливать протяженность своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль. У большинства прибрежных государств территориальное море составляет 12 миль; некоторые государства установили его ширину менее 12 миль: Багамы, Дания, Иордания, Сингапур — 3 мили, Норвегия, Финляндия — 4 мили, Греция, Доминиканская Республика, Турция — 6 миль.
Хотя международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран в одностороннем порядке установило более широкое территориальное море: Нигерия, Того — 30 миль, Сирия — 35 миль, Камерун — 50 миль, Ангола, Бенин, Конго, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор — 200 миль.
Разделительные линии территориальных вод с соседними или противоположными государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.
Ширина территориального моря должна измеряться от базовой линии.
Нормальной исходной линией является линия отлива вдоль побережья, как показано на больших морских картах, официально признанных прибрежным государством.
В случае островов, расположенных на атоллах или островах с окаймленными утесами, исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия утеса, обращенная к морю во время отлива, как указано соответствующей отметкой на картах, официально признанных Прибрежным государством.
Если из-за дельт или других природных условий береговая линия сильно изменчива, можно выбрать точки вдоль линии прилива, выступающие в море, и, несмотря на последующее отклонение линии отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока не будут изменены прибрежное государство в соответствии с настоящей Конвенцией. Если побережье сильно изрезано или извилисто, или где есть цепь островов, скал и скал вдоль или вблизи побережья, исходные линии могут быть нанесены с использованием прямых исходных линий, соединяющих наиболее важные точки побережья или побережья. Острова в море. При нанесении прямых исходных линий не допускаются заметные отклонения от общего направления берега. Морские районы на внутренней стороне этих линий должны быть достаточно близко связаны с побережьем, чтобы на них можно было распространить режим внутренних вод.
Если из-за дельт или других природных условий береговая линия сильно изменчива, можно выбрать точки вдоль линии прилива, выступающие в море, и, несмотря на последующее отклонение линии отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежное государство в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Когда река впадает в море, базовой линией является прямая линия, проведенная через ее устье между точками прилива на берегах.
Метод прямой базовой линии применяется только к заливам, берега которых относятся к одному государству. В то же время под заливом понимается четко выраженная впадина побережья, вдающаяся в материк до такой степени — относительно ширины устья того же самого — что она содержит воды, окруженные материком, и образует нечто большее, чем простой извилистый берег. Впадина, однако, не считается заливом, если ее площадь не равна или не превышает площадь полукруга, диаметр которого является линией, пересекающей вход в эту впадину.
Область депрессии — это область, расположенная между отметкой максимального отлива вокруг берега впадины и линией, соединяющей отметки максимального отлива ее естественных точек входа. Если из-за наличия островов депрессия имеет несколько входов, за диаметр этого полукруга принимается линия, длина которой равна сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные во впадине, считаются частью водоема в этой впадине.
Если расстояние между точками отлива естественных точек входа в залив не превышает 24 морских миль, между этими двумя отметками отлива может быть проведена линия хвоста, и разграниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
Если расстояние между точками отлива естественных точек входа в залив превышает 24 морских мили, в заливе должна быть проведена прямая исходная линия длиной 24 морских мили, чтобы на этом продолжении было ограничено как можно больше воды.
Вышеизложенные положения не применяются к так называемым «историческим» заливам или ко всем случаям, когда применяется система прямых исходных линий, предусмотренная Конвенцией 1982 года.
В целях определения границ территориального моря наиболее выступающие портовые сооружения (волноломы, пирсы, доки и т.д.), Которые составляют неотъемлемую часть системы данного порта, считаются частью побережья. Однако морские сооружения и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
Дороги, обычно используемые для погрузки, разгрузки и постановки судов на якорь, которые в противном случае были бы расположены за пределами внешней границы территориального моря, включены в территориальное море.
Высыхание при приливе — это пространство естественной земли, окруженное водой, которое находится выше уровня воды во время отлива, но покрывается водой во время прилива.
Если возвышение, которое высыхает во время отлива, полностью или частично находится вдали от берега или от острова на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря, то максимальная линия отлива на этой высоте может использоваться в качестве основы для измерения ширина территориального моря.
Если возвышение, которое высыхает во время отлива, полностью удалено от материка или острова, которое превышает ширину территориального моря, тогда оно не имеет собственного территориального моря. Прямые исходные линии проводятся к высотам, которые высыхают во время отлива, и от них, только если над ними возводятся маяки или аналогичные сооружения, которые всегда находятся над уровнем моря, или если нанесение исходных линий на таких высотах или от них получило всемирное международное признание.
Система прямых исходных линий не может применяться одним государством таким образом, чтобы территориальные воды другого государства были отрезаны от открытого моря или от исключительной экономической зоны.

2. Право мирного прохода через территориальное море

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года признает право мирного прохода через территориальное море для судов всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Под проходом мы понимаем плавание в территориальном море с целью:
пересечь это море, не заходя во внутренние воды и не останавливаясь на якоре или в портовом средстве за пределами внутренних вод, или
заходить во внутренние воды или выходить из них или останавливаться в таком заливе или портовом средстве.
Переход должен быть непрерывным и быстрым. Оно может включать остановку и постановку на якорь, но только в той степени, в которой они связаны с обычным судоходством или необходимы по причинам форс-мажора или стихийного бедствия, или для оказания помощи людям, судам или самолетам, находящимся в опасности или опасности.
Проход является мирным, если только он не нарушает мир, порядок или безопасность прибрежного государства, например, когда отсутствует одно из следующих действий:
угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства;
любые маневры или упражнения с любым видом оружия;
любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
любой пропагандистский акт, направленный на нарушение обороны или безопасности прибрежного государства;
подъем в воздух, посадка или посадка на воздушное судно;
загружать или выгружать любой груз или валюту, загружать или выгружать любое лицо в нарушение законов и правил прибрежного государства;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;
любая рыбалка;
проводить исследовательские или гидрографические работы;
любой акт, направленный на вмешательство в работу любых систем связи или других сооружений или установок прибрежного государства;
любая другая деятельность, не связанная с прохождением.
Иностранные корабли, иностранные военные корабли и другие правительственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством прибрежного государства и его международными договорами.
В целях обеспечения безопасности, а также с целью проведения учений с применением любого вида оружия власти прибрежного государства могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранные корабли, военные корабли и другие государственные суда. Это приостановление вступит в силу после уведомления в Уведомлениях для моряков.
В большинстве случаев прибрежное государство не допускает проход через свое территориальное море иностранных рыболовных судов с рыболовными снастями на палубе в исправном состоянии, а также осуществление вспомогательных промысловых операций (перевалка, сортировка уловов, ремонт рыболовные инструменты и оборудование и др.). В случае прохода через территориальное море и исключительную экономическую зону иностранного государства судно должно быть переведено в уложенное состояние, при котором все орудия лова должны быть очищены от рыбы и других морепродуктов и помещены в трюм судна, а оборудование, оставленное на палубе, обшивается (накрывается брезентом); рабочие лодки были подняты и установлены на свои рабочие места, стрелы и краны были уложены, все работы по переработке полевой продукции, погрузочно-разгрузочным работам, бункеровке и доставке воды были прерваны.
Прибрежное государство может принимать законы и постановления, касающиеся судоходства в его территориальном море. Эти правовые акты изданы в целях:
обеспечивать безопасность мореплавания и регулирование движения судов, в том числе использование морских путей и систем разделения движения;
защита средств навигационного оборудования, конструкций и сооружений иного назначения;
защита подводных кабелей и трубопроводов;
сохранение биологических ресурсов моря и предотвращение нарушений правил рыболовства;
охрана окружающей среды, предотвращение, сокращение и контроль ее загрязнения;
предотвращение нарушения таможенных, налоговых (фискальных), иммиграционных, медицинских и других законов и постановлений;
дисциплина научных исследований и гидрографических изысканий.
Иностранные подводные лодки и другие подводные аппараты при переходе в территориальном море должны перемещаться на поверхности и под своим флагом.
Морские маршруты и схемы разделения движения в территориальном море утверждаются прибрежными государственными властями и публикуются в уведомлениях для моряков.
В некоторых государствах для мирного прохода в территориальном море иностранных или государственных военных кораблей или с ядерной энергетической установкой, а также судов, перевозящих ядерные или другие опасные или ядовитые вещества или материалы, требуется предварительное разрешение или уведомление.
Законы и постановления, издаваемые государством в отношении мирного прохода в его территориальном море, должным образом доводятся до сведения общественности.
Иностранные корабли, военные корабли и другие правительственные суда не могут взиматься никаким налогом только за их проход через территориальное море. С них взимается плата только за предоставление им определенных услуг. Эти налоги взимаются без какой-либо дискриминации.

Проход через территориальные воды

Сам шаг нужно делать быстро и непрерывно. В то же время он предусматривает остановку и постановку на якорь, но только в той степени, в которой это связано с обычным судоходством или необходимо по причинам форс-мажора или с целью оказания поддержки людям, транспортным средствам или кораблям на протяжении всей жизни. Угроза ситуации или в опасности.

Наблюдение 2

«Проход можно считать мирным, если он не нарушает покой, благополучие или порядок в стиле хорошей безопасности прибрежного государства» (статья 19 Конвенции по морскому праву 1982 г).

Если это иностранное судно совершит переход, оно нарушит мир, безопасность или надлежащий порядок государства, расположенного недалеко от побережья, в случае, если одно из действий будет выполнено в территориальных водах:

  • применение силы или прямая угроза суверенитету, территориальной ценности или независимости политического характера прибрежного государства или любым другим способом при обнаружении нарушения принципов международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций;
  • любые учения или маневры с применением оружия;
  • любой акт, направленный на сбор информации, которая может нанести вред прибрежному государству с точки зрения безопасности или обороны;
  • пропагандистский акт, целью которого является нарушение безопасности или обороны прибрежного государства;
  • подъем, посадка или посадка в самолет;
  • подъем, посадка или посадка в самолет с упором на военное устройство;
  • любое обращение с товарами или валютой с точки зрения погрузки или разгрузки, посадки или высадки любого лица, вопреки таможенным, налоговым, медицинским или иммиграционным правилам и, конечно же, законам прибрежного государства;
  • чьи действия являются злонамеренными и серьезными в отношении загрязнения, противоречащего Конвенции; любая деятельность, связанная с рыбалкой;
  • научные исследования в форме гидрографической деятельности;
  • действие, целью которого является создание направленных помех работе любой системы связи или любого другого объекта в прибрежном государстве;
  • заниматься любой другой деятельностью, не связанной с переключением.

Вам нужна помощь учителя? Опишите задачу и наши специалисты помогут вам

Прибрежное государство имеет право сразу принимать правила и законы, основанные на правилах МП, для мирного пересечения территориальных вод, а также в отношении всех или некоторых из следующих вопросов:

  • регулирование судоходства и безопасности мореплавания;
  • защищать навигационные средства и оборудование, а также другие установки или сооружения;
  • защита труб и кабелей;
  • охрана морских ресурсов в условиях жизни;
  • контроль за нарушениями рыбаками правил и законов прибрежного государства;
  • окружающая среда и ее защита в прибрежном состоянии, уменьшение количества загрязнения;
  • научные исследования, в том числе морские глубины;
  • предупреждение преступности с помощью правил прибрежного государства между таможенной, налоговой и медицинской сферами.

Иностранные суда, оснащенные ядерным двигателем, а также суда, перевозящие на объекте ядерные или другие опасные вещества, использующие разрешение на мирное пересечение территориальных вод, должны иметь необходимые документы на судно и, разумеется, строго соблюдать меры предосторожности, установленные международным соглашением для всех судов.

Кроме того, прибрежное государство может заниматься установлением разрешительной процедуры для прохода иностранных военных судов через его территориальные воды. Подводные лодки также должны соблюдать определенные правила, перемещаться по водной поверхности и понимать свой флаг (статья 20 Конвенции по морскому праву 1982 г).

Замечание 3

Прибрежное государство может принять санкции для предотвращения прохода судов в его территориальные воды, если оно считает, что проход не является мирным.

3. Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы

В целях обеспечения свободы судоходства, защиты государственных интересов Российской Федерации и защиты окружающей среды во внутренних и территориальных морских водах могут устанавливаться районы, запрещенные для судоходства и временно опасные для судоходства. Полностью запретить или временно ограничить плавание, постановку на якорь, охоту на морских млекопитающих, рыбалку с использованием донных орудий лова, ныряние или выемку грунта, отбор проб почвы, подводные взрывы, плавание с рыбной цепью. Все еще выгравированы, полет, полет в зависании и посадка самолетов (приводнение) и другие мероприятия.
Плавание всех кораблей, военных кораблей, других правительственных судов и всего другого плавучего оборудования запрещено в районах, где нет плавания. Решения о создании таких районов и их открытии для судоходства принимаются Правительством Российской Федерации и вступают в силу после предварительного уведомления об этом в Извещениях морякам.
Временно опасные районы для плавания устанавливаются на определенный срок. Решение об их конституции и соответствующих правилах остается за Министерством обороны. Решения вступают в силу после уведомления моряков об этом.
Границы зон, для которых нет навигации, показаны на навигационных картах. Изменения в этих областях должны быть заранее опубликованы в извещениях для моряков и объявлены по радио.
Все корабли и военные корабли Российской Федерации, иностранные корабли, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также вся другая плавучая техника обязаны соответствовать установленным правилам для морских районов и временно опасных для плавания. Ссылка на незнание правил или границ районов, запрещенных для судоходства или временно опасных для судоходства, не может служить основанием для входа в такие районы и уклонения от ответственности.

Оцените статью
Блог про международное право и экономию