Что из себя представляет конвенция ООН по морскому праву 1982 года
С момента своего создания Организация Объединенных Наций серьезно относилась к пробелам в морском праве. Действующая в настоящее время Конвенция в значительной степени регулирует судоходство, использование морских недр, добычу полезных ископаемых на глубине и на морском дне, а также позволяет государствам разрешать взаимные споры централизованно.
На видео Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года:
Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (полный текст PDF) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и разрешение споров.
История принятия
В 1958 году в Женеве была предпринята первая попытка разработать глобальные правила использования Мирового океана и прибрежных вод. Первая Конференция Организации Объединенных Наций по морским правилам разработала первоначальные правила, создала предпосылки для оптимизации отношений между странами-участницами и разработала проекты статей в четырех основных областях.
Это определение границ континентального шельфа, положения о поимке живых организмов, территориальные знаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.
Также будет интересно узнать все о Конвенции ООН о правах ребенка.
Обратной стороной соглашения было то, что лишь несколько государств согласились его ратифицировать. II конференция была созвана в 1960 г и не дала никаких результатов. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.
Проработав 5 лет, III Конференция по морскому праву была эффективной. 10.12.1982 г в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Этот свод законов, рекомендаций и правил начал действовать в 1997 году и в настоящее время одобрен 139 независимыми странами и ЕС.
Важным моментом, побудившим морские государства принять Конвенцию, стала научно-техническая революция. Бурение нефтяных и газовых скважин на дне континентального шельфа и справа требовало централизованного подхода.
Чтобы избежать конфликтов в сфере владения недрами морского дна и морским дном, страны-участницы ушли в «мир», отказавшись от части своих интересов в пользу спокойствия и централизации. Однако некоторые положения этой Конвенции спорны. Кроме того, не все морские державы ратифицировали этот закон. Поэтому во всем мире до сих пор возникают споры относительно добычи материальных благ, использования морского потенциала и правил судоходства в спорных водах.
При изучении этого вопроса важно знать взаимосвязь между международным публичным правом и международным частным правом.
Внутренние воды
Бухты, проливы, возникающие во время прилива в озере, мелководье после отлива и некоторые другие морские районы считаются внутренними территориями государства. Они подчиняются законам этого государства.
Территориальные моря
это район, ограниченный 12 морскими милями от побережья во время отлива. Этот район моря и нижележащее морское дно находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, утвержденные международными стандартами. Но на этой территории также действуют транзитные правила пропуска судов в соответствии с общепринятым международным правом. Если проходящие мимо суда не вызывают подозрений в отношении пиратства, контрабанды, незаконного рыболовства и терроризма, государство, владеющее территориальным морем, не имеет права задерживать их продвижение.
Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются прежних норм международного права. В них территориальное море считается границей в 3 морских мили от берега.
Прилежащая зона
Прилежащая зона выходит за пределы территориальных вод (моря). Его граница составляет 12 морских миль (чуть более 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов. Однако Конвенция по морскому праву 1982 г расширяет права государств в этой области. На этом участке моря действуют таможенные, налоговые, иммиграционные и санитарные правила страны пребывания на прилегающей территории.
Исключительная экономическая зона
Размер исключительной экономической зоны составляет 370 км (200 морских миль). Он отсчитывается от одной линии территориального моря и прилегающей территории. Эти правила соблюдаются 100 странами, ратифицировавшими Конвенцию Организации Объединенных Наций.
Эта экономическая зона уже является частью океанов, но присоединена к прибрежному государству. Хотя корабли другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, обладают полным набором прав, не ограниченным законами прибрежного государства. Здесь есть различие между морским транспортом и использованием природных ресурсов.
Все права на океанические недра и морское дно, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнце, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе проводить разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и осуществлять другую деятельность, которая не противоречит морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.
В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведывать и разрабатывать полезные ископаемые, получая за это согласованную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, согласно которому определяется правовой статус рыболовных судов в этом районе.
Континентальный шельф
Естественное продолжение континентальной зоны называется континентальным шельфом и является зоной влияния прибрежного государства. Более того, согласно принятой терминологии, понятие континентального шельфа простирается до границы в 200 морских миль, даже если оконечность материка резко опускается. Континентальный шельф не может выходить за пределы 350 морских миль.
Континентальный шельф не включает поверхность воды: здесь уже действуют международные нормы морского права. Прибрежное государство имеет права собственности на недра и морское дно, включая «оседлые» живые организмы, полезные ископаемые, производимую энергию и некоторые другие виды ресурсов.
Разграничение между отдельными государствами с узкой водной границей проводится отдельно. Например, в Балтийском море есть несколько соглашений о взаимном использовании континентального шельфа.
На видео международное морское право:
Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе СССР. ЮНКЛОС вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-й штат, Гайана, ратифицировал договор.
По состоянию на 2018 год ЮНКЛОС ратифицировало 168 сторон — 167 государств: 164 государства-члена ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, Острова Кука, Ниуэ и Европейский Союз. Еще 14 стран-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.