- Что такое гражданское общество?
- 2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического.
- Формирование гражданского общества
- Функции гражданского общества
- 5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства.
- Проблемы взаимодействия общества и государства
- 4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства.
- Правовое государство, его принципы и функции.
- 3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера.
- Структурные элементы гражданского общества
- Базовые принципы функционирования правового государства
- Взаимодействие государства и общества
- Взаимосвязь общества и государства
- Помощь эксперта
- Признаки правового государства
- Что особенного в правовом государстве?
- Предпосылки становления гражданского общества
Что такое гражданское общество?
Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, выяснением нюансов формирования, эксплуатации. Гражданское общество оказывает определенное влияние на государство:
- Преодолевается отчуждение граждан, их политических и социальных объединений от государственного управления, реализация социальной и политической воли. Граждане страны активно участвуют в общем политическом процессе.
- Организация противовесов (противодействия) правящей элите и находящимся у власти органам власти. Контрэлита не зависит от различных общественных организаций, государства, популярных политических движений, групп давления, поддержки и средств массовой информации.
Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, успешно функционирующая в обществе демократических ценностей, правовом государстве. Общество называется «гражданским», потому что оно состоит из свободных граждан, которые не являются обязанными подданными, поэтому они не чувствуют себя скованными в своих действиях. Каждая личность в обществе, считающемся гражданским, ориентирована исключительно на творчество.
Общество часто функционирует, существует исключительно автономно, без вмешательства структурных подразделений государства, других лиц и наличия четкой картины, хотя оно систематически взаимодействует с государством. Каждый реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет при исполнении гражданских обязанностей. Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные основы современного гражданского общества вместе с верховенством закона в целом.
Государство при наличии гражданского общества не имеет простых форм. Он становится легальным и осуществляет деятельность, строго ограниченную рамками, установленными законом. Государство преодолевает национализацию различных сфер жизни и гарантирует их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу. Хотя такое государство практически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма воздействия гражданского общества на власть, а также на социальную жизнь государства. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократии в реальности.
2. Гражданское общество противостоит государству: политизация неполитического.
Осень Наций, волна революций, охватившая регион Центральной и Восточной Европы в конце 1989 — начале 1990 годов, возродила дебаты об отношениях между гражданским обществом и государством. В этом свете гражданское общество предстает не только как изолированная от государства сфера общественной жизни; его можно охарактеризовать как «агента», который фактически взаимодействует с государством и противостоит ему.
Первое условие стабильности авторитарного государства — деполитизация масс. Государственная власть активно препятствует формированию институтов гражданского общества даже в самых безобидных формах. Стабильность любого авторитарного режима сохраняется до тех пор, пока гражданское общество полностью отсутствует или находится в состоянии зависимости.
Изучение реформ, начатых М. Горбачевым в Советском Союзе после 1985 г., которые, хотя и не привели к верховенству закона, но, тем не менее, предлагали значительно большую свободу объединений и выражения мнений, побудило некоторых теоретиков обратиться к имплицитной социологической теории понятие, а не чисто юридическое, гражданское общество… Однопартийные объединения, которые не признаны государством или существуют достаточно легально, в любом случае должны считаться институтами гражданского общества. Различные группы, от «Солидарности» в Польше и экологических движений в Венгрии и Восточной Германии до молодежных ассоциаций и музыкальных клубов, открытых во многих городах региона, не только выполняли свои собственные коммуникативные, но и социальные функции.
Когда режимы начали проявлять первые признаки слабости, особенно в 1989 году, эти группы сразу же взяли на себя инициативу и стали настоящими архитекторами истории, способствуя относительно безболезненному отстранению коммунистов от власти не только на «баррикадах», но и в других местах. «круглые столы». В общем, «осень народов» была революцией гражданского общества, столкнувшегося с государством.
Однако следует отметить, что, хотя некоторые ученые приписывают свержение коммунистической системы силе гражданского общества, другие ставят под сомнение ее потенциал как средства революционного скачка к демократии. Гражданское общество может подорвать и дестабилизировать тоталитарное государство, но организационные недостатки и отсутствие политического доверия сегодня демонстрируют хрупкость его положения в посткоммунистических странах. Уличные демонстрации помогли свергнуть коммунистические правительства в 1989 году. Однако остается вопрос: что было полезно для свержения диктатуры, будет ли это так необходимо для поддержания демократии?
Формирование гражданского общества
Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества достигается за счет организации их взаимодействия между ними и обществом в целом. Существует централизованный и децентрализованный способ интеграции независимо функционирующих социальных сфер и деятельности отдельных людей в единое целое. Исторически первым был централизованный метод, связанный с построением государства, позже проявился и децентрализованный метод организации общественной жизни — формирование гражданского общества.
Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после его распада. Он выполняет жизненно важные функции общества, взаимодействие между относительно независимыми личностями и сферами общественной жизни. Следовательно, целостность общества отождествляется с государством: оно выступает его организационным центром.
Функции гражданского общества
- Соблюдение человеком принятых норм в обществе, социализация и приобщение населения к общественной жизни.
- Защищайте людей и организации от вмешательства.
- Создание демократических органов.
Политический режим определяет отношения между населением и властью: при тоталитаризме государство берет под свой контроль все сферы жизни, где нет места просторам гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество выглядит плохо просвещенным и зажатым; демократический режим — конституция создает условия для функционирования гражданского и правового общества.
Правовое общество не создается без гражданского общества, потому что только зрелые люди образуют рациональные формы жизни.
Верховенство закона — это тип политической власти, при котором власть принадлежит верховенству закона, правам и свободам человека. Закон является мерой свободы личности, если интересы человека служат государству и их реализация кажется справедливой.
5. Гражданское общество в партнерстве с государством: больше управления, меньше правительства.
Идея смещения функций и должностных лиц государства представителями гражданского общества восходит к классикам освободительной социологии XIX — начала XX века. Вместо децентрализации разобщенного, безразличного и неэффективного централизованного государственного аппарата современные теоретики предлагают более приблизительную, масштабируемую, хотя и менее упорядоченную систему многоуровневого регулирования, субсидиарности и открытого правительства.
Растущая сложность управления создает новые проблемы для управления, демократии и автономии:
- государство без помощи и посредничества ассоциаций негосударственного сектора не может предоставлять общественные товары и услуги;
- легитимность власти требует большего участия граждан в принятии политических решений, что требует передачи полномочий гражданским ассоциациям;
- чтобы не допустить трансформации социального государства в патерналистское государство, стремящееся проникнуть во все сферы жизни, контролировать человека и диктовать условия, необходимы механизмы саморегулирования, создающие основу для независимости и человеческого достоинства.
Децентрализация, передача полномочий третьему сектору, участие граждан в принятии решений и управлении: все это связано с определенными рисками. Приватизация, потеря ответственности, сопротивление переменам и бюрократизация третьего сектора — это лишь некоторые из потенциальных опасностей, которые поджидают гражданское общество в его партнерстве с верховенством закона. По мере того как гражданское общество берет на себя государственные функции, государство стирает границы между ними. Проблема заключается не столько во вмешательстве государства, сколько в том, что, выполняя государственные функции, гражданское общество может начать действовать и вести себя как государство. Роль гражданского общества как регулятора государства будет значительно снижена.
Проблемы взаимодействия общества и государства
Для более эффективного и результативного развития государство и общество призваны дополнять друг друга. В современном гражданском обществе человек не конкурирует с государством, он вовлечен в различные социальные отношения, в которых он может одновременно проявлять себя как личность и находить социальную защиту. В этом случае человек входит в различные социальные группы, которые не позволяют властям необоснованно ограничивать его свободу.
Развитие негосударственных институтов как участников внутренней политики приводит к определенному форматированию социального партнерства между государством и обществом. Тесная связь между общественным порядком и демократической политической системой определяет активную деятельность государства и общественных организаций, направленную на удовлетворение потребностей общества.
На текущем этапе регулирование партнерства между государством и обществом достигается благодаря государственной политике, которая включает четыре основных направления:
- экономические — перераспределение денежных средств на общественные нужды, производство общественных благ;
- социальная — деятельность общественных и государственных служб социальной защиты;
- гражданско-политическая — деятельность ассоциаций и ассоциаций независимых и негосударственных граждан;
- социокультурные — установление духовных и культурных ценностей общества.
Перечисленные направления позволяют государству достичь основных целей в конкретной сфере: правовой, экономической, административной. Развитие государственной политики ведет к развитию демократического общества и укрепляет партнерство между государством и обществом.
Статья предоставлена специалистами сервиса Author24 Author24 — это сообщество преподавателей и воспитателей, к которым можно обратиться за помощью в проведении просветительской работы как работает сервис Еще статьи по теме Тема и признаки административного права Типы налогового права Усечение структуры о гражданском правонарушении Суверенитет в конституции Уголовно-правовые характеристики грабежа Все статьи закона и судебной практики Выполнение любого вида работы в области права и юриспруденции Эссе по международному праву Реферат по вопросу о праве распорядка ребенка Отчет о практика постановления в прокуратуре Очерки постановлений трудового права Очерки на тему каждого преступления, совершенного по вине жертвы Курсы гражданского права по организационному рамочному соглашению Курс гражданского права по договору перевозки грузов Курс уголовного права о добровольном отказе от совершения Преступление Реферат по теме из юридическая ответственность Отчет по практике права и юриспруденции Подборка готовых материалов по теме Темы дипломов Темы дипломов Квалификационные работы Рефераты Письменные Отчеты Рефераты
4. Гражданское общество в поддержку государства: школы гражданства.
Эту точку зрения лучше всего выразил Д. Эберли: «Гражданское общество выстраивает социальные связи и чувство взаимной ответственности, объединяя изолированных людей в более крупную структуру группы, объединяя людей с целями, выходящими за рамки интересов. Взаимные узы, поддерживаемые гражданским обществом, являются источником демократической жизни».
Жизнеспособность либеральной демократии зависит от воспроизводства необходимых демократических «положений». Демократия без демократов — ненадежная конструкция. Вопреки тому, что хвастался Кант, создание сильного политического сообщества для «расы дьяволов» — безнадежная задача. Вместо этого необходимо сосредоточиться на формировании идентичности и воспитании гражданских ценностей. С этой точки зрения гражданское общество выполняет опорные и поддерживающие функции государства. Однако чрезмерно назойливое и высокомерное государство подрывает способность граждан брать на себя гражданскую ответственность. Для того чтобы верховенство закона эффективно выполняло свои функции, ему нужны граждане, которые могут и хотят думать с точки зрения общественного блага.
В отличие от идеи гражданского общества, отдельного от государства, с точки зрения гражданского общества, поддерживающего государство, ассоциативная жизнь рассматривается не только как сфера множественных целей, но и как сфера формирования общих ценностей. Достижение нескольких целей в сотрудничестве и сотрудничестве с другими ведет к созданию общей гражданской культуры, которая может выйти за рамки плюрализма и создать узы сообщества. Такие добродетели, как терпимость, сотрудничество, уважение и взаимность, приобретаются в результате участия в ассоциациях. Каждый опыт ассоциативной жизни (боулинг для одних, религиозная практика для других, уличная ярмарка для других) — это урок гражданственности. Этот опыт принадлежности к общему делу — незаменимый фактор в построении либерально-демократического сообщества.
Правовое государство, его принципы и функции.
Верховенство закона — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа, выраженное в конституции и призванное гарантировать основные права и свободы человека
Верховенство закона — это демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства закона, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.
Предпосылки для создания верховенства закона:
- Разнообразие форм собственности, свобода предпринимательства (экономическая независимость и независимость личности)
- Демократический режим; суверенитет народа
- Единая и последовательная внутренняя законодательная система
- Гражданское общество
- Высокий уровень политической и правовой осведомленности людей, политической культуры личности и общества
Признаки (принципы) законности
- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность государства ограничена правовыми рамками
- Легитимность власти
- Подчинение государству закону всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека.
- Эффективная система контроля и надзора за соблюдением законодательства. Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитраж (с французского — медиация) и т.д.
- Истинное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни один из государственных органов не принадлежит к полной полноте государственной власти, поскольку существует система «частей и противовесов»)
- Полная гарантия и неприкосновенность прав и свобод человека. Признание прав и свобод человека высшей ценностью)
- Реально обеспечивать права и свободы граждан, создавая механизмы их полной гарантии и глобальной защиты
- Взаимная ответственность государства и личности. Граждане должны быть подотчетны государству, государственная власть должна быть подотчетна гражданам
- Единство закона и закона. Соответствие любого нормативного акта естественным юридическим принципам, международным юридическим нормам в области прав человека
- Политический и идеологический плюрализм. Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие разных мировоззренческих концепций и точек зрения
- Равенство, равные права и для президента, и для рабочего.
- Правовая культура граждан — это знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться.
Все признаки верховенства закона тесно переплетены.
Функции верховенства закона
- гарантирует права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
- предусматривает взаимную подотчетность гражданина и государства в соответствии с действующим законодательством, а также неуклонное применение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и организациями государственных законов.
- основана на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, закрепленном и гарантированном нормативными нормативными актами.
Верховенство закона — это не только одна из социальных ценностей, направленных на утверждение справедливости, но и практический институт, гарантирующий и защищающий свободу, честь и достоинство личности, форму существования демократии. Поэтому вопрос о том, как формируется верховенство закона, становится столь значимым.
Способы формирования верховенства закона
- Превращение закона в решающее средство управления всеми аспектами жизни компании, для чего необходимо изменить соотношение закона и статута в пользу прежнего
- Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
- Превращение полиции в рабочий механизм, активно способствующий установлению верховенства закона
- Децентрализация управления, разграничение функций центральных государственных структур и местных автономий, расширение компетенции последних
3. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера.
Все больше теоретиков считают, что гражданское общество следует рассматривать как творческий и критический диалог с государством. Этот диалог характеризуется типом ответственности, при которой государство должно оправдывать, защищать и сообщать о своих действиях в ответ на многочисленные и разнообразные требования гражданского общества.
Историческая борьба за признание публичной сферы вне государства была продуктом общественного мнения. Основная политическая функция общественного мнения — это просто публичная критика. Но по мере того как государственные деятели прислушиваются к голосу публики, им отводится новая, более значительная роль. Критические дискуссии в публичной сфере становятся проверкой легитимности. В оптимистическом варианте предполагается, что под давлением просвещенной и социально ориентированной аудитории любые основания для проявления несправедливости и произвола будут устранены.
Вопрос в том, как продвигать и поддерживать публичную сферу как собеседника? Хотя свобода выражения мнений и ассоциаций важны для сильной общественной сферы, их недостаточно. «Только основные конституционные гарантии не могут предотвратить искажения в публичной сфере и в гражданском обществе. Коммуникативные структуры публичной сферы скорее должны быть сохранены активным гражданским обществом »(Ю. Хаберман). Не государство, а члены гражданского общества несут ответственность за поддержание эффективной демократической общественной сферы. Только когда субъекты сознательно стремятся укрепить, расширить и преобразовать публичную сферу, она продолжит развиваться и улучшаться.
Структурные элементы гражданского общества
- В экономической сфере: реализация негосударственных отношений на предприятии; создание товариществ и кооперативов; объединение людей в организации, ассоциации по собственному желанию.
- В социально-политической сфере — деление населения на классы и стратификационные группы; семья, представленная воспроизводством населения; общественные и политические движения; плюрализм разных групп; наличие органов местного самоуправления; формирование и проявление общественного мнения; СРЕДНИЙ.
- В духовной сфере — формирование идеологических и национальных ценностей, свободы; выражать личное мнение; независимость свободных объединений и организаций от государства.
- Политико-правовая сфера — плюрализм; наличие оппозиции и действующего законодательства.
Гражданское общество поддерживает права и свободы человека, чтобы улучшить его жизнь: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех людей; наличие верховенства закона; формирование равных возможностей для продвижения в экономической и политической сфере.
Базовые принципы функционирования правового государства
- Приоритет закона: все вопросы, касающиеся жизнеобеспечения людей, рассматриваются с точки зрения закона; совокупность правовых ценностей с территориальным разделением населения с легитимной властью; правовое обоснование решений правительства.
- Правовая защита личности выражается в равенстве и взаимной ответственности государства и гражданина; деятельность, направленная на регулирование правоотношений; физическое лицо имеет правовой статус.
- Юридическая деятельность на основании законодательства.
- Государственные органы дифференцированы в своей деятельности.
- Верховенство закона перед всеми.
- Осуществление контроля на основе конституции.
- Свободное выражение мнения.
Верховенство закона существует в обществе с демократическим режимом правления. Уровень культурно-правового развития формирует гражданское общество. Для верховенства закона необходимы экономическая база, высокий уровень жизни и превосходство среднего класса; правила поведения разработаны. Предпосылкой формирования правового государства является наличие социальных институтов в обществе.
Взаимодействие государства и общества
Основная задача любого государства — сохранить целостность общества и предотвратить его распад, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее реализации, которые часто отождествляются с самим государством. Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, что означает признание всеми членами общества права на принятие соответствующих мер государственными органами. Реализация государственной власти принимает различные формы: от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для всех членов общества, до применения силы и принудительных действий.
Противоположный полюс по отношению к государству как центру общества — это индивидуумы или общественные субъекты, действующие независимо. Их характер и условия деятельности определяются набором прав, которыми они обладают и реализуют свое членство в данной компании. Право — одна из самых глубоких категорий социальных наук, раскрывающая социальную природу человека и его отношения с обществом. Историческое развитие объема и форм прав личности отражает эволюцию общества.
Взаимодействие двух полюсов общества (центра, олицетворением которого является государство или церковь, и публичных акторов) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, гарантируя права субъектов. Следовательно, особенности организации каждого общества могут быть раскрыты через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их реализации, которые с другой стороны, являются главными в государственной деятельности.
Источником движущих сил, обеспечивающих функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов. Он формируется в процессе достижения личных целей, связанных с удовлетворением потребностей и развитием способностей каждого человека и проявляется как интересы личности. Общество влияет на действие этой живой силы общественного развития, на интересы людей посредством создания различных стимулов.
Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов приводит к возникновению определенной мотивации деятельности субъектов. Здесь следует видеть сложное сочетание трудовых ресурсов индивидов, нацеленных на достижение своих целей, и сил власти (государства, денег или морально-этических императивов), подчиненных достижению общих целей. Мотивация позволяет раскрыть процессы саморазвития общества в целом и отдельных его сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.
Взаимосвязь общества и государства
Взаимоотношения и отношения между обществом и государством — кардинальная проблема теории государства и права. Конституция страны определяет степень ответственности и свободы государства перед обществом, гражданином, устанавливает пределы вмешательства государственных органов в сферу жизни каждого члена общества. Конституция определяет границы автономии каждого человека, наиболее существенные способы и формы ее проявления.
Компания зародилась задолго до государства. Потребность в формировании государства возникла при усложнении внутреннего устройства общества, соответствующем социальном расслоении. На месте клановой организации возникло государство, являющееся новой формой проявления прогрессивного общества. Одновременно с возникновением государства начинается история его взаимодействия с обществом, во многих отношениях сложная и противоречивая. Государство — социальный институт всего общества, выполняющий многочисленные функции, обеспечивающие жизнь общества.
Основные социальные задачи государства:
- управление социальными процессами;
- обеспечение общественного порядка и безопасности;
- противостояние антиобщественным и деструктивным силам.
Государство должно быть мощной и организованной силой, обладать механизмом контроля и принуждения. Государство работает в интересах всего общества, разрешает все возможные противоречия. В то же время государство может выполнять деструктивную функцию, поднимаясь над обществом и одновременно сковывая, ослабляя, разрушая все публичные сферы. В целом развитие государства и общества идет в одном направлении, становясь более современными и цивилизованными.
Помощь эксперта
Признаки правового государства
- Правовое право неделимо в государственной и общественной жизни:
- Правовой закон вступает в силу после его принятия руководящими органами или волей населения, что составляет основу правовой системы.
- Приоритет закона распространяется на сферы жизни, формирующие общественную жизнь. В случае нарушения несоблюдения предусмотрены штрафные санкции.
- Государство и частные лица должны быть в равной степени подчинены закону. Ограничьте власть правительства и чиновников.
- Правовое право действует как регулятор политических и социальных отношений, где нет места групповым интересам. Конституция страны отражает верховенство над всеми законами.
- Человек имеет личные права и свободы, которые представлены неприкосновенным правом; ответственность государства перед человеком.
- Функции государственной власти по способу разделения власти. Функции государственных органов представляют собой систему ограничений, препятствующих обладанию какой-либо властью.
- Равенство населения перед законом.
- Защита прав и свобод личности.
- Права и свободы человека представлены ценностями.
- Плюрализм во всех сферах.
- Обеспечение правопорядка и функционирования закона в обществе.
Что особенного в правовом государстве?
Верховенство закона имеет следующие характеристики:
- Безраздельное верховенство закона в общественной и государственной жизни:
а) Распространение юридического права на различные сферы общественной жизни, элементы общества, а также на всех без исключения граждан. Верховенство закона утверждается в государстве на всех уровнях. Никто не вправе обходить его положения, инструкции. Если их нарушение будет замечено, виновные будут наказаны в соответствии с требованиями закона.
б) Правовой закон принимается высшей представительной властью государства или народом на референдуме в момент волеизъявления — это основа правовой системы с максимальной юридической силой. Различные другие постановления, которые представляют собой инструкции, директивы, приказы, постановления, решения, указы и постановления, считаются законами.
c) Распространение законного права на компанию и государство, которое ее породило. Коллега, вводит ограничения на работу госструктур, должностных лиц с использованием строго установленных рамок компетенции на государственном уровне. Их нельзя оставлять. Таким образом можно предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.
г) Закон регулирует важные вопросы общественной и государственной жизни, не признавая приоритетов различных уставов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их обязанности входит служение группе, но не национальным и национальным интересам. Конституция страны официально отражает верховенство закона.
- За человеком признаются свободы, неприкосновенность, неприкосновенность, неотъемлемость прав, а также общая ответственность личности и государства.
- Государственная власть функционирует и организована на основе принципа разделения властей. Различные ветви государственной власти обладают полномочиями, которые уравновешиваются в обществе с помощью системы противовесов, контроля, которые предотвращают утверждение рискованной односторонности управления. Их применение позволяет получить условия, оптимизирующие работу государственных структур. Кроме того, они повышают эффективность механизма управления в целом.
Важным элементом гражданского общества является именно само общество с его различными составляющими. Это государственные органы, рабочие группы, семьи, профсоюзы, ассоциации работодателей, кооперативы, церкви, СМИ и так далее.
Конечно, не менее важную роль играет и экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отводится лицу-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не должно ограничиваться только наличием средств производственной деятельности.
Еще одна особенность существования гражданского общества — наличие принципов самоуправления, заложенных в его развитии и функционировании. Согласно ему, граждане действуют одновременно и как управляемые, и как администраторы. Если демократия составляет политическую оболочку общества, тогда ей присущи административные принципы. Они составляют его качественную характеристику, которая является неотъемлемой частью его работы. Гражданское общество — это система, которая имеет характер саморазвития, самоорганизации, саморегулирования.
Предпосылки становления гражданского общества
Действующее законодательство гарантирует равные права всем людям в обществе, наделяя их правами и свободами.
Правовая свобода представлена активами, предпринимательством и имуществом.
Действие механизма саморегулирования, который формирует бессильные отношения между людьми, наделяя их способностью осуществлять естественные права.
Гражданское общество наделено вертикальными и горизонтальными связями.