биография
Гуго Гроций родился в Делфте во время Восьмидесятилетней войны. Он был первым ребенком Яна де Гроота и Алиды ван Оверши. Его семья была умеренно обеспеченной и высокообразованной. Его отец был признанным ученым и политиком. С самого начала образование Гроция было сосредоточено на гуманизме.
В 11 лет он поступил на факультет искусств Лейденского университета. Там он учился у некоторых выдающихся интеллектуалов этого региона Европы, таких как гуманист Джозеф Юстус Скалигер, который внес значительный вклад в развитие Гроция как филолога.
В 1598 году, в возрасте 15 лет, он сопровождал одного из самых важных голландских государственных деятелей того времени Иоганна ван Ольденбарневельта в дипломатической поездке во Францию. По этому случаю ему удается встретиться с королем Генрихом VI, который назвал его «чудом Голландии», будучи пораженным уровнем знаний молодого человека. Об этом факте рассказал сам Гроций в своей работе. Римский Понтифик (1598 г.), в том числе восемь работ, описывающих политическую ситуацию того времени.
В 1601 году он был выбран в качестве историка Государством Голландия, чтобы задокументировать Восьмидесятилетнюю войну, в которой Соединенные провинции (ныне Нидерланды) добивались независимости от испанской короны.
Работа Гроция охватывала период с 1559 по 1609 год. Она была завершена в 1612 году и впоследствии опубликована в 1657 году под названием «Хроники и история голландского восстания.
Теория естественного права
Молодой юрист пишет научный труд «Об Индии» («De Indis»), основанный на теоретических положениях естественного права, нарушенных португальской стороной. Гроций говорит, что море — это общая территория, и любая страна может использовать находящиеся в нем ресурсы, поэтому грабить один корабль с другим — не преступление.
Взгляды Гроция вызвали жаркие международные споры: например, Англия утверждала, что море должно быть разделено так же, как и суша, и поэтому морские территории вокруг Британских островов должны находиться под строгим контролем Англии.
При его жизни полный текст произведения не был опубликован, он был найден случайно после смерти мыслителя в 1864 году и только после этого был опубликован под заголовком «Комментарии к праву извлечения» («De Jure Praedae commentarius»).
Гроций углубляет философию военных действий, анализируя их причины.
Труд «О праве войны и мира»
Гроций был очарован вопросами, поднятыми в «Об Индии». Еще в тюрьме он начал и закончил рукопись «О законе войны и мира» («De jure belli ac pacis») в 1625 году. Он яростно протестовал против столкновений между странами, для которых часто есть незначительные причины и оправдания.
Он раскрывает свои взгляды, опираясь на идеи своих предшественников — идеологов международного права 16 века, профессоров Университета Саламанки, которых он называет своими учителями и наставниками:
- Франческо ди Виттория);
- Франческо Суарес).
Свой труд, изданный с окончательным названием «Три книги о праве войны и мира» («De jure belli ac pacis libri tres»), Гроций посвящает Людовику XIII.
Международное право
Изучение международного права привлекало Гроция и раньше, но серьезными исследованиями занимается с 1604 года, когда он начал принимать участие в судебных слушаниях по обвинению голландских купцов в захвате корабля, принадлежащего Португалии.
Эта ситуация возникла из-за враждебных отношений между Испанией, в которую входила Португалия, и Голландией. Хотя нападения на иностранные корабли были запрещены Ост-Индской компанией, в 1603 году голландцы под командованием Якоба Ван Хеемскерка захватили Санта-Катарину, корабль, загруженный драгоценным китайским фарфором. Фарфор был привезен в Амстердам и продан на аукционе за огромную сумму денег. Власти Португалии потребовали возмещения ущерба. Эта ситуация привела к международному конфликту.
Хуго Гроций был назван голландским защитником.
Сундук-спаситель
В заключение Гуго Гроций много читает. К счастью, лейденский профессор Эрпениус регулярно и почти беспрепятственно присылает ему необходимые книги.
Георг Гиллис ван Хаанен. Уго Грозио в Luvestein, сер. 19 век (Mutualart.com)
Полтора года спустя его верная жена Мария ван Рейгерсберген организовывает побег Хьюго с хитрым планом. По легенде, гений юриспруденции залез в деревянный сундук с книгами. Сначала ящик был тщательно осмотрен, но со временем охранники ослабили бдительность и перестали трясти его содержимое. Так воплотился в жизнь девиз Гроция: Fugit hora (на латыни «Время уходит»).
Мишель Янсон ван Миревельт. Портрет Марии ван Рейгерсберген, ок. 1640. (Wikimedia Commons)
По другой версии легенды, личная библиотека ученого хранилась в сундуке, которым ему разрешили пользоваться в неволе и который стал его убежищем для спасения. Заботливая жена заранее проделала дырки в груди, а во время визитов в тюрьму пыталась сбежать, заперев Хьюго и усевшись на крышку — чтобы выработать привычку к неловкому положению. Когда он привык к позе эмбриона, стоически сидя в ящике два часа подряд, Мария пожаловалась начальству, что не видит научных исследований мужа, отнимающих у него последние силы, и попросила разрешения забрать все книги.
В 18 веке это приключение отображалось на многих гравюрах голландских мастеров. Саймон Фок иллюстрирует тест на побег. Уголком сундука смотрит на открытую Библию. На столе — произведения, написанные Гроцием в неволе, в том числе знаменитое «Введение в голландскую юриспруденцию». Стена занята большой географической картой, иллюстрирующей путь надвигающегося побега.
Саймон Фокке. Гуго Гроций поднимается на книжный шкаф, 1754 г. (Wikimedia Commons)
Другая гравюра Фокке изображает трогательное рукопожатие пары перед побегом. Хьюго уже взбирается на грудь, нежно глядя на свою преданную Марию. Книги друзей ждут рядом. Открытый фолиант с изображением гербов семейств Грутов и Рейгерсбергенов символизирует прочность брака.
Саймон Фокке. Гуго Гроций приветствует свою жену перед бегством из Лювестейна, 1742 год.
А вот и встреча заключенного с женой и дочерью Корнелией в тюрьме за день до побега. Даже в такой ситуации ученый не расстается с книгой, попутно беседуя с семьей. Есть тома, готовые для скачивания из сундука.
Раньери Винкелес. Уго Гроций с женой и дочерью, 1792–1794 гг. (rijksmuseum.nl)
Кульминационный момент запечатлен на холсте Йоханнесом Хиндерикусом Эгенбергером. Дрожащий лицом, словно вдохновленный романтикой, Дон Кихот с благодарностью обнимает жену. Мария отдает последние приказы «библио-камуфляжа» служанке Эльзелине, инициированной по плану побега, которая уже взяла тяжелый том, готовый свалить Гроция наверх.
Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций сбегает из замка Лювестейн, 1837-1897 гг.
В тот знаменательный день, 22 марта 1621 года, в городе бушевала ярмарка — главы крепости не было. Это сделало беглую игру. Заметив значительный вес уносимого ящика, охранник пошутил, имея в виду религиозный подстрекательский трюк Гроция: говорят, что внутри сидел никто иной, как арминианин. «Да, да, он едва выдерживает тяжесть арминианских книг!» — Мария спокойно заняла линию.
Затем Эльселина благополучно поплывет на корабле и с помощью тех же верных друзей перевезет свой «груз книг» в Антверпен, где Хьюго воссоединится со своей женой и детьми. Французский художник Луи Ришье увековечил торжественный выход из коробки с книгами в цвете. Официантка по-прежнему осторожно оглядывается, чтобы увидеть, не идет ли погоня, но открытый том и полная чернильница уже ждут на столе. На полу смешанная со стружкой библиотека, снова готовая служить своему хозяину.
Луиджи Ришье. Гуго Гроций выходит из библиотеки, куда он сбежал из замка Лувштайн, 1826 г.
Затем адвокат переодевается каменщиком и отправляется в Париж, где проживет в изгнании до конца своих дней и где завершит свой самый известный труд «О законе войны и мира», начатый в тюрьме. Этот трехтомный трактат, посвященный анализу правовых возможностей предотвращения военного конфликта, имел феноменальный успех. В 1775 г было 77 переизданий на латинском, голландском, английском, немецком, испанском, французском языках. И это несмотря на то, что все три тома были включены папской курией в Указатель запрещенных книг!
Политико-правовое учение
Труд «Три книги о праве войны и мира» целиком основан на идеях естественного права, соблюдение которых обязательно для всего человечества:
- В Части I философ анализирует причины войн, размышляя о естественной и военной справедливости, разделяя все большие и малые вооруженные конфликты на справедливые и несправедливые;
- В Части II Гроций определяет справедливые причины для развязывания военных действий, включая необходимость самообороны, компенсации за причиненный ущерб и наказания за несправедливые действия;
- В Части III мыслитель предлагает правила войн и способы прекращения войн на Земле.
Книга стала настолько популярной, что за 150 лет ее перевели на несколько европейских языков и опубликовали 77 раз на французском, немецком, английском, испанском и т.д.
Юристы следующих веков опираются на идеи, высказанные Гроцием.
Дипломатическая служба
Гроций действительно хотел вернуться в Нидерланды, но получил отказ, так как не отказался от своих убеждений, ставших причиной ареста, и публично не признал свою неправоту. Поэтому, прибыв в Роттердам в 1631 году, он не имеет ни малейшего шанса остаться на родине и уезжает в Гамбург, поэтому с 1634 по 1645 год он служит шведским посланником во Франции.
В 1645 году он уехал в Стокгольм в отставку и на обратном пути попал в шторм в Балтийском море. Гроций был выброшен на берег недалеко от города Росток, где и скончался 28 августа 1645 года.
Знаменитый юрист и философ был похоронен в Новой церкви (Nieuwe Kerk) в своем родном городе Делфте.
Политическая жизнь
Во время своего пребывания во Франции он получил или предположительно получил степень юриста Орлеанского университета. Позже он начал свою юридическую практику, контактируя с известными клиентами, такими как сам Йохан ван Олденбарневельт, Голландская Ост-Индская компания (VOC) и принц Морис Нассау.
Впечатление, которое он произвел на принца, побудило его избрать его в 1607 году на пост генерального прокурора Голландии, Зеландии и Западной Фризии. После этого назначения он закрыл свою личную подпись. Его новая должность позволяла ему получать комфортную зарплату, которую можно было заработать. В это время он также женился на Марии ван Рейгерсберг, от которой у него было семеро детей.
В 1613 году в отставке он занял пост Роттердама, должность, эквивалентную должности мэра. В последующие годы Гроций, принадлежавший к повстанческой протестантской группе, был вовлечен в антимаристское движение, защитники кальвинизма, также во главе с принцем Морисом.
По этой причине в 1618 году с помощью военной силы Маурисио приказал арестовать или казнить нескольких протестующих лидеров и членов. Среди них Олденбарневельт был казнен за измену, а Гроций был приговорен к пожизненному заключению. Именно тогда, в 1621 году, при поддержке своей жены Гроций сбежал из тюрьмы в шкатулке с книгами и прибыл во Францию под покровительством короля Людовика XVIII.
Цитаты
- Уверен, что необходимо уважать права народов во время военных конфликтов и в мирное время…
- Меня ужасает, что в христианском мире оружие используется по любому поводу и люди не помнят своего уважения друг к другу и к Богу…
- Неуважение к закону, Богу и человеку, как безумие, толкает человека на развязывание международных вооруженных конфликтов…
Время в изгнании
Во время изгнания Гроций в 1625 году написал свой самый известный текст: «О законе войны и мира». Он также сосредоточил свою работу на законах, направленных на минимизацию кровопролития в войнах, вызванных вооруженным конфликтом в его стране и зарождающейся Тридцатилетней войной, конфликтом, в результате которого погибло более 8 миллионов человек.
Одна из его идей заключалась в создании общей теории права для регулирования войны между двумя независимыми территориями. Его основными источниками были римское право и стоическая философия. Отсюда его концепция естественного права, которая повлияла на политическое развитие и право в 17-18 веках.
По его мнению, естественный закон может применяться ко всем людям без различия религии или убеждений.
Философия
Гюго оказался втянутым в очень острую философскую и религиозную полемику между представителями различных протестантских движений в Нидерландах.
Возглавлял эту полемику лейденский богослов Якоб Арминий, идеи которого были сформулированы в его посмертно опубликованной книге «Возражение» (Remonstration) в 1610 году. Одна из его центральных идей — отрицание божественного предопределения и провозглашение свободы воли. Отсюда призывы к уважению различных религий, к свободному выбору веры и к протесту против насильственного насаждения той или иной веры. Идеи Арминия поддержали Йохан ван Ольденбарневельт, Хуго Гроций и многие другие влиятельные люди.
Представители властей Голландии, среди которых тогда был лидер Олденбарневельт, не преследовали последователей Арминия, а Гуго Гроциусу было поручено составить текст эдикта, разъясняющего позицию государства.
В 1613 году Гроций издал книгу о церкви и государстве.
Гроций утверждал, что для стабильного существования государства вера в Бога необходима, но в то же время неважно, какую именно систему религиозных убеждений разделяет конкретный гражданин. Однако указ не произвел примирительного эффекта, а привел к возникновению вооруженных конфликтов, которые разрешались государственными войсками. В 1618 году учение арминианства подверглось критике как еретиков на заседании Синода в Дордрехте. Олденбарневельт предстал перед судом и казнен, а Гроций был заключен в тюрьму в цитадели Хетловестайн на Маасе без возможности прощения.
В 1621 году Гроций, благодаря изобретательности жены, сбегает из тюрьмы, прячась в сундуке с личной библиотекой, маскируется под бедного каменщика, пересекает границу с Францией, едет в Париж просить защиты и помощи. Людовик XIII лично назначает Гроцию денежное довольствие. В будущем его самые известные произведения будут написаны в столице Франции.
В последние годы
В 1634 году он был произведен в должность посла Швеции во Франции. Аксель Оксенсьёрна, регент покойного короля Швеции Густава II Адольфо, был одним из тех, кто поддерживал идею Гроция о захвате власти. Таким образом, он получил дипломатическую резиденцию в этой стране до 1645 года.
После своего последнего визита в Швецию Гроций стал жертвой кораблекрушения лодки, на которой он путешествовал, но сумел выжить. Позже он вернулся в путешествие в плохом состоянии и, заболев, умер в августе того же 1645 года. Его останки были доставлены в его родной город Делфт, Голландия.
Философско-правовая концепция
В парижский период своей жизни Гроций продолжает работать над книгой «Об истине христианской религии» («Bewijs van den waren Godsdienst»). В Голландии ее вступительные части были напечатаны на голландском языке в 1622 году и на латыни в 1627 году. Эта книга прославила автора не только как глубокого мыслителя, но и как мастера художественного слова и поэт.
Мысль Гуго Гроция
Одним из главных идеалов Гроция было установление справедливости между разными народами. Он считал, что разногласия между странами могут быть разрешены международными арбитрами или посредниками. Частично мотивация заключалась в том, чтобы уменьшить кровопролитие в войнах.
Он был сторонником идеи естественного права, которая была основана на наследии многих древнегреческих философов. Он считал, что государственные законы могут иметь силу только в том случае, если они соответствуют определенным стандартам справедливости, которые идут рука об руку с естественным правом.
Естественный закон, защищаемый Гроцием, лежал в основе прав, связанных с властью, которую каждый может иметь над собой, то есть свободой. Эти элементы также включают индивидуальную собственность.
С другой стороны, понятие несправедливости ассоциировалось с чем-то, что противоречило тому, что было естественным в обществе, созданном руками человека.
Например, согласно мышлению естественного права, несправедливость может наблюдаться в том факте, что человек лишен того, что ему принадлежит, ради личной выгоды другого, поскольку такое действие затрагивает то, что является собственностью человека, то есть , то, что было дано естественным законом.
Работы и вклады
Благодаря своей обширной политической карьере Гроций оказал большое влияние в области международного права. Всегда придерживаясь своих религиозных убеждений, он мог выражать свои идеи в пользу закона, который, естественно, может принадлежать людям, независимо от их происхождения или вероисповедания.
В течение своей жизни Гроций посвятил себя написанию великих произведений, таких как книги и другие короткие тексты. Он также написал несколько произведений литературного характера. Самая важная коллекция произведений Гуго Гроция в настоящее время находится в Библиотеке Дворца мира в Гааге. Некоторые из них:
— Адамус Аксул (Изгнание Адама) 1601 г
— Из Republica Emendanda (О росте республики), написанного в 1601 году и опубликованного в 1984 году.
— Автор: Indis 1604-05
–Театр Христа Пациента («Страсти Христовы») 1608 г
–Annales et Historiae de rebus Belgicus (Хроники и история Бельгии) 1612 г
— De empire summarum potestatum circa sacra (О власти государей в религиозных делах) 1614-17
— Inleydinge tot по Hollantsche rechtsgeleertheit (Введение в голландскую юриспруденцию), опубликовано в 1631 году.
— Apologeticus (Апологетический) 1622 г
–De jure belli ac pacis (О праве войны и мира) 1625 г
-Deigine gentium Americanarum dissertatio (Диссертация о происхождении народов Америки.) 1642 г
— Via ad pacem ecclesiasticam (Путь религиозного мира) 1642 г