- Что такое права человека?
- Международное право в области прав человека
- Всеобщая декларация прав человека
- Экономические, социальные и культурные права
- Гражданские и политические права
- Какие «права»? Какой «человек»?
- Что значит, что права человека — это права?
- Что значит, что правами человека обладает человек?
- Зачем отрицать идею прав человека?
- Документы, регламентирующие права человека
- Международный билль о правах человека
- Всеобщая декларация прав человека
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Декларация прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида
- Конвенцию против пыток
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
- Конвенция о статусе беженцев
- Декларация о правах коренных народов
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
- Когда придумали права человека?
- Как тогда обстояли дела с реализацией прав человека?
- Возвращение прав человека: декларация Уэллса
- «Четыре свободы» Рузвельта
- Только с началом идеологического наступления антигитлеровской коалиции права человека вышли на повестку дня.
- Суд над нацистами и появление современной доктрины прав человека
- Что делать с правами человека?
Что такое права человека?
Права человека — это права, которые у нас есть просто потому, что мы люди или, как указано во Всеобщей декларации,
«Без какого-либо различия, например, по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, класса или иного статуса».
Среди основных прав обычно называют право человека на жизнь, на уважение чести и достоинства, право пользоваться основными свободами — свободой мысли и слова, религии, голосования и другими. Однако единого списка нет. Говоря о правах человека, правительства, юристы и активисты обычно имеют в виду права, закрепленные в международных договорах, в основном Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и последующих документах — Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция против пыток (1984 г.) и ряд других.
Очень часто мы говорим о правах человека, имея в виду людей, с которыми несправедливо обращались другие люди или государство. Когда речь идет о людях, которых избивают, пытают, насилуют, унижают, изгоняют, заключают в тюрьму или убивают, короче говоря, о людях, пострадавших от незаслуженного насилия, это нарушение прав человека. Отсюда следует их двойное назначение:
- Они устанавливают минимальные правила сосуществования отдельных лиц и групп.
- Они устанавливают границы государственной власти.
Права человека проводят черту, которую не должны переходить ни люди, ни государства. За этой чертой находится то, что никогда не может быть правильным: зло.
Права человека имеют четыре характеристики:
- Универсальность. У всех людей есть права человека. Для этого вам не нужно быть членом какой-либо группы, партии или сообщества.
- Множество. Права человека — это набор индивидуальных прав. Если кто-то считает, что право создавать профсоюзы является единственным правом человека, его понимание прав человека неверно.
- Эгалитаризм. У всех нас есть права человека в равной степени. Это не значит, что у вас больше прав, чем у меня, и наоборот.
- Категорически. Права человека неотчуждаемы, их нельзя отнять. Однако государство может временно лишить лицо, совершившее преступление, права, например, на свободное передвижение.
Эти свойства являются важными характеристиками прав человека. Если какое-либо из прав человека, например право на жизнь, утратит одно из них, оно перестанет быть таковым, став законом, нормой или гражданским обычаем.
Международное право в области прав человека
Международное право прав человека определяет юридические обязательства государств, согласно которым они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий в целях поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп лиц.
Одним из наиболее важных достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов о правах человека — универсального и пользующегося международной защитой кодекса, под которым может подписаться любое государство и который все люди стремятся выполнять. Организация определила широкий спектр международно признанных прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Он также создал механизмы для поощрения и защиты этих прав и оказания помощи государствам в выполнении их обязательств.
Этот свод законов основан на Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, принятых Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширила свое законодательство в области прав человека, включив в него конкретные правила для женщин и детей, люди с ограниченными возможностями, меньшинства и другие уязвимые группы, которые теперь имеют права, защищающие их от давней дискриминации во многих обществах.
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека — фундаментальный документ исторической важности. Текст Декларации стал результатом тесного сотрудничества юристов со всех регионов планеты. Декларация была принята резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года как документ, принципам которого обязаны следовать все народы и все страны. В нем впервые в истории человечества определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.
С момента принятия в 1948 году Декларация была переведена более чем на 500 языков, что сделало ее наиболее переводимым документом в мире и послужила отправной точкой для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре обжалования и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три документа составляют так называемый Международный билль о правах человека. Прав.
Экономические, социальные и культурные права
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году. Права человека, которые Пакт стремится поощрять и уважать, включают, среди прочего:
- право всех на справедливые и благоприятные условия труда;
- право всех на социальное обеспечение, право на достаточный уровень жизни и право на наивысший уровень физического и психического здоровья;
- право на образование, право участвовать в культурной жизни и пользоваться результатами научного прогресса.
Гражданские и политические права
Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.
Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и открытое судебное разбирательство; свобода мысли, совести и религии; свобода мнения и выражения; мирные собрания; свобода ассоциации с другими; участие в государственных делах и права меньшинств. Запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания; рабство и принудительный труд; произвольный арест и задержание; произвольное вмешательство в частную жизнь; пропаганда войны; дискриминация; и разжигание расовой или религиозной ненависти.
Какие «права»? Какой «человек»?
Конструкция «права человека» состоит из двух понятий: «права» и «личность». На первый взгляд их смысл понятен. Но за очевидной уверенностью скрывается ряд сбивающих с толку вопросов. Что, в свою очередь, делает очевидным случайный, согласованный характер всей доктрины.
Что значит, что права человека — это права?
Формально права можно определить как требования, предъявляемые одним лицом к другому.
Праву Павла что-то делать соответствует обязанность Петра. Это могут быть как отрицательные обязательства, например, не мешать Павлу что-то делать, так и положительные — делать что-то для него.
Допустим, у Павла есть право потерять все свои карточные деньги. Петр обязан не мешать Павлу пользоваться этим правом, даже если сам Петр не хочет, чтобы он так безрассудно растратил свои сбережения. Это отрицательное право.
Например, право на медицинскую помощь может быть хорошим. Если у Павла случился сердечный приступ, а Петр — врач, его долг — не только не усугубить его положение, но и попытаться спасти его, приняв меры.
Права отличаются от прихотей. В отличие от добровольного желания, если определенное право Павла не используется, он может потребовать, чтобы Петр выполнил свое обязательство. Скорее всего, для этого Павлу придется обратиться к внешней инстанции — государству. За невыполнение обязательств государство может наложить на Петра санкции, например, посадить его в тюрьму. Следовательно, права устанавливаются в рамках определенного нормативного и политического порядка, который выступает в качестве их гаранта.
Протесты против законопроекта, призывающего к полному запрету абортов. Польша, 2016. Один источник
Это были обычные права. Они не универсальны и не эгалитарны. Примером этого права является право на аборт. Он имеет разный статус в разных штатах. И поскольку, согласно доктрине прав человека, все мы обладаем одинаковыми правами человека, независимо от принадлежности к какой-либо политической или социальной формации, необходимо заявить:
Права человека — это особые права.
Ведь они были бы у нас, даже если бы не было государства. Они «выше», более фундаментальны, чем другие права.
Поэтому их часто считают «неимущественными правами». Таким образом, немецкий философ Эрнст Тугендхат выводит универсальность прав человека именно из «морали всеобщего и равного уважения ко всем». В этом случае носителями прав человека являются не граждане, то есть члены определенного государства и правопорядка, а люди как моральные субъекты.
Если у человека есть права человека и нет государства просто по праву рождения, мы можем оценить, насколько хорошо государство уважает эти права вне его контроля, то есть насколько оно законно с моральной точки зрения. По словам Тугендхата, «любой государственный заказ, лишенный прав человека, то есть не предоставляющий их своим гражданам, не может считаться законным».
Что значит, что правами человека обладает человек?
Как было сказано выше, человек имеет права не потому, что он гражданин государства, а потому, что он человек. Здесь мы открываем предпосылку, содержащуюся в концепции прав человека:
Доктрина прав человека предполагает наличие универсального субъекта прав — человека в целом.
Но о каком человеке идет речь — какой эпохе, культуре, классе, возрасте и душевном состоянии? В конце концов, не все готовы согласиться с теорией о том, что у каждого человека есть особая «человеческая природа», из которой проистекает набор определенных прав.
Однако общая природа ничего не решила. Из этого не следует, что существуют общие для всех ценности и нормы. А что делать с разницей культур? Как правильно заметил Папа Бенедикт XVI, обсуждая моральные основы права с философом Юргеном Хабермасом:
«Не существует такой рациональной, этической или религиозной формулы, которая согласовывалась бы со всем миром и, следовательно, могла бы служить его основой».
Попытку ответить на этот вопрос предпринял немецкий философ Отфрид Хеффе. Рассматривая идею человека, выраженную в доктрине прав человека, он ввел понятие «частичная антропология» или «минимальная».
Согласно Хеффе, минимальная антропология дает нам только представление о человеке, которое в корне неполно. Единственное, что мы можем узнать из доктрины прав человека, — это то, что:
- Человек — существо политическое и социальное.
- Человек — потенциальная жертва и потенциальный преступник.
По словам Хеффе, эта незавершенность — не плохая новость, а хорошая новость. Не давая нормативного представления о человеке, доктрине его реализации, окончательном «спасении» или критериях успешной жизни, минимальная антропология может служить площадкой для диалога между разными сообществами.
Концепция прав человека не отвечает на вопрос «кем должен быть человек?» Это сфера конкретных культур, и достичь консенсуса невозможно. Но в концепции прав человека есть ответ на вопрос «какой минимум должен удовлетворять человек, чтобы быть личностью?». Трудно найти сообщество, которое решило бы подвергнуть сомнению два аспекта, упомянутых Хеффе.
Зачем отрицать идею прав человека?
Однако не все разделяют эту позицию. Левый французский философ Ален Бадью не удовлетворен неполнотой, мнимой универсальностью и ложным морализмом, которые лишают смысла любую конкретную политику. На самом деле, согласно доктрине прав человека, для человека возможны только два состояния:
- нарушение прав — все идет не так, страдает человек;
- не нарушается: все хорошо, человек наслаждается.
Такой взгляд на человека предполагает, что с ним может случиться только одно — величайшее нарушение прав, смерть. По словам Бадью, это не что иное, как придание человеку статуса животного:
«Права человека такие же, как и у всех живых существ: право живого существа оставаться одиноким человеком, стремящимся к удовольствиям. Смертное тело. Жизнь, полная страданий».
Бадью посвятил свою «Этику 1993 года» опровержению этой нигилистической философии. По его мнению, нет ни субъекта прав человека, ни набора неотъемлемых прав. Настоящую субъективность человек приобретает не как носитель прав, а участвуя в «процедурах истины»: политике, науке, искусстве, любви. Доктрина прав человека — это не что иное, как прикрытие консервативной позиции, задача которой — сохранить нынешнее понимание человека, экономической структуры и политической системы.
Права человека — довольно проблематичная идея. С одной стороны, претендуя на универсальность, понятия «человек» и «право» остаются крайне абстрактными. Любая конкретика неизбежно вызывает вопросы и критику. С другой стороны, эти вопросы и критика законны, потому что права человека — это запутанная и грубая конструкция. Доктрина существует не так давно и является не рассмотренной теорией, а продуктом сложного исторического компромисса.
Документы, регламентирующие права человека
Мировая юридическая практика разработала достаточно большой объем документов по правам человека. Среди основных:
- Международная хартия прав человека.
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и борьбе с ним (1948 г.),
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.).
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.),
- Конвенция о беженцах (1951 г.).
- Декларация о правах коренных народов (2007г.).
Эти документы регулируют соблюдение прав человека только на международном уровне. На национальном уровне каждая страна регулирует соблюдение прав своими собственными правилами.
Международный билль о правах человека
Международная хартия прав человека включает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативные протоколы к нему, а также Всеобщую декларацию прав человека.
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека была первым документом, принятым Генеральной ассамблеей LLC 10 декабря 1948 года в области прав человека. Это документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются права человека и основные свободы, которые не могут быть нарушены.
В искусстве. 1 отражает философские посылки Декларации, признает такие естественные права человека, свободу и равенство.
Вторая статья устанавливает основополагающие принципы равенства и недискриминации в отношении пользования всеми основными правами и свободами всех людей на Земле без исключения. Третья статья провозглашает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность человека.
В искусстве. 4-21 перечислены наиболее важные гражданские и политические права, которые указывают на принципы человеческих отношений с государством и такими же людьми, как они: право на свободу от рабства и подневольного состояния, право на свободу от пыток или жестокого обращения или наказания, бесчеловечного или бесчеловечного унижающие достоинство и т д
В искусстве. 22-27 Декларация устанавливает экономические и культурные права, которыми наделен каждый член общества: право на социальное обеспечение, право на труд и т.д.
Заключительная часть декларации, включающая ст. 28-30, указывает на право каждого человека «на международный социальный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью реализованы».
Искусство. 30 акцентируется на том факте, что государство, группа лиц или отдельное лицо не могут претендовать на право «предпринимать какие-либо действия или действия, направленные на то, чтобы не нарушать права и свободы, закрепленные в документе». Декларация, помимо прав, в одной из статей устанавливает обязанности человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах
Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности, право на защиту частной жизни, право на свободу выражения мнения, право на мирные собрания.
К этому пакту были приняты два дополнительных протокола (1966 г.). Согласно первому протоколу создан Комитет по правам человека, вторым протоколом запрещена смертная казнь.
Правила Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека гарантируют каждому человеку право на труд, право на отдых, право на участие в профсоюзах, право на социальное обеспечение и социальное обеспечение, защиту семьи, право на образование и участие в культурной жизни государства и другие права.
Декларация прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка
Декларация прав ребенка (1924 г.) первоначально закрепила пять принципов, направленных на защиту детей от рабства, проституции и торговли людьми. Впоследствии Декларация была доработана, и в ней был закреплен более широкий круг прав детей. Итак, они сводятся к следующему:
- все дети имеют равные права со своими сверстниками, которые нельзя нарушать, умалять или отменять полностью;
- каждый ребенок имеет право на достоинство и возможность развиваться морально, духовно и физически;
- государство обязано предоставить гражданство детям, проживающим на его территории, а родители обязаны давать им имя;
- каждый ребенок имеет право на социальную и медицинскую помощь матери во время беременности и в послеродовой период. Каждый ребенок имеет право на жилище и питание;
- дети с ограниченными возможностями (физическими или умственными) должны получать особую заботу и внимание;
- каждый ребенок имеет право на любовь своих родителей и государства, гражданином которого он является;
- каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Он имеет право играть и расти;
- права ребенка определены с точки зрения заботы как приоритетные;
- нельзя привлекать детей к работе, которая вредна для его здоровья, развития, эмоциональной устойчивости. Против детей нельзя применять силу;
- каждый ребенок имеет право на мирную жизнь.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, в которой приоритет интересов детей был признан основополагающим принципом защиты их прав.
Кроме того, Конвенция устанавливает минимальные стандарты в области морали и права, закрепленные не только в экономических, социальных и культурных правах, но также в гражданских и политических правах. Главное значение Конвенции состоит в том, что права детей впервые приобрели статус международного права.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и борьбе с ним была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 9 декабря 1948 года и ратифицирована в январе 1951 года. Эта Конвенция установила международно-правовой статус понятия «геноцид» и дал его юридическое определение.
Он также устанавливает юридическую ответственность за преступления против человечности и призывает страны-участницы принимать меры по предотвращению актов геноцида и наказанию за них в мирное и военное время.
Конвенцию против пыток
10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Он состоит из 33 статей и направлен на установление запрета пыток при любых обстоятельствах, чтобы повысить эффективность борьбы с жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением и наказанием во всем мире.
Он также предписывает экстрадицию людей в страны, где существует реальная и серьезная угроза пыток и других видов преступлений против личности, и устанавливает обязательство преследовать в судебном порядке за пытки. Осуществление Конвенции контролируется экспертами Комитета против пыток.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 декабря 1965 года и ратифицирована 4 января 1969 года. Ликвидация расовой дискриминации во всех ее формах и содействие взаимопониманию между всеми расами.
Конвенция учредила Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В его полномочия входит принятие и рассмотрение отчетов государств-участников Конвенции о выполнении ее положений, а также принятие как индивидуальных, так и групповых петиций.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, направленная на защиту прав женщин, была принята 18 декабря 1979 года и вступила в силу 3 сентября 1981 года. Конвенция обязывает все государства-члены установить равенство между мужчинами и женщинами на конституционном уровне и обеспечить его практическую реализацию.
Он также призывает гарантировать равноправие мужчин и женщин в праве пользоваться экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
В случае установления фактов дискриминации в отношении женщин, согласно Конвенции, необходимо применить специальные санкции и принять меры, способствующие изменению действующего законодательства, обычаев, практики, в которых сложилась практика нарушения прав женщин женщины.
Конвенция о статусе беженцев
Конвенция о статусе беженцев была принята 28 июля 1951 года на конференции полномочных представителей в Женеве. Он определяет права беженцев, включая их право не быть принудительно возвращенными в страны, где их жизнь находится под угрозой.
Положения Конвенции также применяются к различным аспектам повседневной жизни лиц со статусом беженца, включая их право на работу, образование, государственную помощь и социальное обеспечение. Конвенция ратифицирована 22 апреля 1954 г.
Декларация о правах коренных народов
Декларация о правах коренных народов — это документ, принятый Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 сентября 2007 года. Согласно Декларации, коренные народы имеют право на сохранение своей самобытности, чтобы решать приоритетные задачи своей экономической жизни социальные и культурные.
Акцент делается на необходимости развития гармоничных отношений и сотрудничества между государствами и их коренными народами.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 3 сентября 1953 года, связана со всеми вышеупомянутыми законами о правах человека. Эта Конвенция создала и укрепила специальный механизм защиты прав человека.
Его основное значение заключается в:
- обеспечить каждому человеку гарантии прав и свобод;
- создание конкретного механизма защиты прав человека;
- предоставить парламентам и судебным органам правозащитную основу для принятия и толкования законов.
Конвенция и протоколы к ней предоставляют следующие гарантии:
- право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
- участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
- свобода мысли, совести и религии;
- свобода самовыражения;
- право собственности и свобода распоряжения имуществом;
- свобода собраний и ассоциаций;
- запрет пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения;
- запрет смертной казни;
- подавление рабства и принудительного труда;
- ликвидация дискриминации при осуществлении прав, гарантированных Конвенцией;
- полное ограничение или запрет на высылку своих граждан из страны или отказ во въезде в страну;
- абсолютное ограничение или запрет коллективной высылки иностранцев.
Не все государства, даже страны первого мира, могут похвастаться соблюдением абсолютно всех требований Европейской конвенции.
Когда придумали права человека?
99% истории прав человека состоит из пустой риторики о якобы «тысячелетней истории»: Великая хартия вольностей 1215 года, испанская схоластика, высокие концепции философов Просвещения, политические заявления и т.д. Уже в Ветхом Завете.
Не поймите меня неправильно, дело не в том, что Джон Локк, Иммануил Кант или Французская декларация прав человека и гражданина не имеют ничего общего с современными правами человека. Они внесли свой вклад. Дело в том, что настоящие юридические дискуссии на рубеже веков выглядели иначе.
Например, во время Гаагской мирной конференции 1899 года обсуждался вопрос о допустимости применения ядовитого газа и разрывных снарядов во время войны. Объясняя, почему Великобритания голосует против запрета, сэр Джон Арда напомнил своим коллегам, что обычные пули не работают против «дикарей»:
«Во время гражданской войны солдат, раненный небольшой пулей, попадает в полевой госпиталь и не идет вперед. С дикой природой все иначе. Даже если его ударили два или три раза, он не перестает двигаться вперед, он не вызывает врачей, но он ходит, ходит и прежде, чем кто-то успевает объяснить ему, что он грубо нарушает резолюцию Гаагской конференции, он отрубает тебе голову».
Оцените уровень.
Кроме того, Гаагская мирная конференция — это явный прогресс. В нем представители 26 стран признали ключевую идею доктрины прав человека: интересы граждан и их правительств не совпадают. В преамбуле принятой Конвенции о законах и обычаях ведения войны на суше была так называемая оговорка Мартенса, названная в честь ее автора, российского юриста Федора Мартенса. В случае непредвиденных ситуаций он признал население и воюющие стороны защищенными «принципами международного права, поскольку они … соблюдают законы человечности».
1899 год. Мирная конференция в Гааге. Он одобрил запрет на использование ядов и оружия, причиняющих тяжкие страдания противнику. Итоговый документ подписали все 26 стран-участниц. Один источник
Как тогда обстояли дела с реализацией прав человека?
Если влияние Гаагских конференций 1899 и 1907 годов было более концептуальным. На практике это было неудачей. «Законы гуманности» по-прежнему подчинялись военной необходимости, не было снижения мощности вооружений, а гражданское население оставалось незащищенным. Все это в полной мере продемонстрировала Первая мировая война.
1915 год. Шестнадцать лет после первой Гаагской конференции. Члены 47-й британской пехотной дивизии продвигаются сквозь облако ядовитого газа во время битвы при Лос-Анджелесе. Один источник
Первая мировая война мобилизовала 65 миллионов человек. Из них 8 миллионов были убиты и 21 миллион получили ранения или увечья.
Сама война приняла характер, как тогда называли ее, «тотальная». В нем воюющие стороны видят мирное население как законную цель.
Однако Парижская мирная конференция 1919 года, официально завершившая Первую мировую войну, не касалась личных прав. Достаточно взглянуть на статут Лиги Наций, созданный по итогам конференции. В статье 23 документа содержится ссылка на гарантии «гуманных условий труда» и «справедливого обращения» для коренного населения на подконтрольных территориях.
Это все, что можно отнести к правам человека.
Кроме того, ряд международных договоров, большинство из которых были заключены членами Лиги Наций после конференции, содержали так называемые поправки меньшинств. Они возложили на страны обязательства гарантировать меньшинствам определенные права, такие как равенство перед законом, набор политических и социальных прав, право использовать свой родной язык и исповедовать свою религию. Правда, страны, обязанные соблюдать поправки, время от времени пытались их оспорить.
Проблема заключалась в том, что период между двумя мировыми войнами прошел в атмосфере отвратительной лжи и демагогии. Так, один из инициаторов создания Лиги Наций британский политик Джеймс Брайс в 1921 году с голубым глазом написал о «всеобщем признании демократии как нормальной и естественной формы правления». Степень лицемерия в этом заявлении можно измерить, вспомнив два факта. В 1922 году СССР был окончательно объединен в единое государство. В том же году либеральные элиты Италии поддержали создание фашистского правительства.
К 1930-м годам европейский парламентаризм уже начал разрушаться, и идеи «сильной руки» нашли поддержку и в Соединенных Штатах. Молодой американский дипломат Джордж Кеннан, позже известный своим прагматизмом, пришел к выводу, что «просвещенный деспотизм» имеет больше «хороших возможностей», чем демократия.
Конечно, с распространением таких идей значение закона становилось все более относительным и, следовательно, зависимым от политической воли. В этом советское право мало чем отличалось от национал-социалистического права Германии. По словам Петра Стучки, одного из основоположников советского права, благодаря революции «камень не обратился против всякого буржуазного права». Нацистское государство видело в законах выражение правового сознания данного народа и оценивало действия фюрера — словами ведущего немецкого юриста того времени Карла Шмитта — как действия, не подпадающие под действие закона юрисдикция правосудия, но сами они «были высшим правосудием».
В межвоенный период разговоры о правах человека оставались прерогативой небольших групп профессиональных юристов.
Возвращение прав человека: декларация Уэллса
Первая широкомасштабная кампания в поддержку прав человека была развернута практически сразу после начала Второй мировой войны. 23 октября 1939 года английский писатель-фантаст Герберт Уэллс написал письмо в Times. Цель письма — объяснить, «за что мы боремся». Уэллс обратился к классическому «парламентскому» ходу: заявлению, черновик которого сопровождал письмо.
В ходе последующей кампании текст заявления был разослан 300 издателям в 48 странах, включая, например, президента США Франклина Рузвельта. Начиная с 1940 года Уэллс опубликовал свое заявление следующим образом: в сборниках и в отдельной книге, в журналах и газетах, с коротким и длинным вступлением, с публичным комментарием или без него. Кампания имела большой успех. Споры вокруг нее утихли, когда у британцев появились дела поважнее: в мае 1940 года немцы начали наступление на Западном фронте.
1940 год. Заявление Уэллса, опубликованное отдельной книгой. Десять статей в документе касались, среди прочего, вопросов дискриминации, здравоохранения, образования, заработной платы, свободы передвижения, собственности, запрета пыток и стерилизации. Один источник
«Четыре свободы» Рузвельта
Вторым признаком того, что идеология прав человека набирает силу, стали так называемые четыре свободы Рузвельта. Президент Соединенных Штатов провозгласил их в своем ежегодном послании о положении Союза в январе 1941 года. Четыре свободы:
свобода слова,
свобода совести,
свобода от желания
и свобода от страха.
В конце выступления Рузвельт подчеркнул: «Свобода означает примат прав человека повсюду».
В августе 1941 года отголоски этой речи нашли отражение в Атлантической хартии, подписанной премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и президентом США. В документе отражена точка зрения антигитлеровской коалиции на послевоенный мир и сообщается:
«После окончательного уничтожения нацистской тирании» президент Соединенных Штатов и премьер-министр Великобритании «надеются установить мир, который даст всем странам возможность жить в безопасности на своей территории, а также гарантирует ситуация, когда все люди во всех странах могут жить, не зная ни страха, ни нужды».
В 1942 году 26 союзных стран приняли принципы Атлантической хартии и подписали Декларацию Организации Объединенных Наций. К 1945 году их число увеличилось до 51 штата.
Только с началом идеологического наступления антигитлеровской коалиции права человека вышли на повестку дня.
Суд над нацистами и появление современной доктрины прав человека
Однако в то время еще не было четко сформулированной доктрины прав человека. Создавалось все быстро, часто наоборот — чтобы противопоставить хоть что-то нацистской идеологии. Причем формулы и постулаты — это одно, а юридическая практика — совсем другое. Ключевую роль в том, что права человека начали превращаться в права, сыграли суды, последовавшие за окончанием войны, в первую очередь Нюрнбергский трибунал.
1945 год. Нюрнбергский трибунал. Среди подсудимых: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель. Один источник
В результате 12 человек были приговорены к смертной казни, 5 — к длительным срокам заключения. Он судил тех, кого обвиняли в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности.
Третья категория, «преступления против человечности», оказала наибольшее влияние на восприятие прав человека. Действительно, его введение было инициировано чистой необходимостью: наказать нацистов. В частности, наказать немцев за депортацию, преследование и казнь немецких граждан.
В соответствии с законами о международной войне того времени, отношение государства к своим подданным оставалось вопросом внутренней юрисдикции. Однако шкала вынудила суд пересмотреть представления о государственной неприкосновенности. Это больше не было вопросом Германии или отношений между несколькими государствами.
Как резюмировал главный прокурор США Роберт Джексон, «настоящим обвинителем в этом деле является Civilization».
Конечно, все это имело шаткую правовую основу. Ханна Арендт справедливо заметила, что «не было другого подобного преступления, перед судом которого в Нюрнберге судьи чувствовали бы себя неуверенно».
И конечно, Нюрнбергский трибунал — это пример правосудия победителей. Достаточно сказать, что ни одно нарушение Гаагской конвенции союзниками, ни одно их военное преступление, равно как ни одно преступление против человечности со стороны нацистов, не связанное с их же военными преступлениями, не стало предметом разбирательств.
В этой запутанной ситуации родилась новая концепция международного права. Во время Нюрнбергского процесса возникла идея о категории правонарушений, за которые следует наказывать независимо от того, когда они были совершены, независимо от положения преступников и национального законодательства.
Концепция «преступлений против человечности» устанавливает, что международные гарантии применяются конкретно к отдельным лицам и именно потому, что они являются личностями, а не потому, что они находятся под защитой государства, национальности или класса.
Элеонора Рузвельт держит в руке копию Всеобщей декларации прав человека на французском языке. Один источник
Так начался процесс сближения идеи прав личности и идеи всеобщей справедливости.
Создание Организации Объединенных Наций стало важной вехой в этом процессе, особенно с учетом принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, странного документа, несущего на себе отпечаток послевоенного периода, заложившего основы доктрины прав человека. Он начинается с горящих воспоминаний о «варварских актах, переворачивающих сознание человечества с ног на голову» и переходит к «задаче», которую «все народы должны стремиться выполнить».
В 1953 г вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а в 1959 г начал работу Европейский суд по правам человека. Его юрисдикция распространяется на 47 государств.
Что делать с правами человека?
Согласно доктрине, права человека универсальны и вечны. Но доктрина принадлежит сфере идей. В действительности до недавнего времени прав человека не существовало. Они появились в определенный момент с определенной целью.
В период идеологического противостояния и глобального раздела мира требовалась идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного карательного права. В результате появилась современная система защиты прав человека.
Имея это в виду, мы можем немного по-другому взглянуть на права человека. Можно задать инструментальный вопрос: что с ними делать?
Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень прост.
Доктрина прав человека — это универсальный язык, который позволяет заявлять о несправедливости, выражать свои требования, бороться с угнетением и добиваться наказания виновных.
возможно ли это лучший язык? Навряд ли.
это эффективно? Есть большие сомнения.
Несмотря на бессмысленные заявления и неуклюжий, зачастую просто некомпетентный аппарат международных организаций по мониторингу, ячеек активистов, аналитических центров и судов, их все еще вешают в Сингапуре, похищают в Саудовской Аравии и пытают в Китае.
Всегда есть соблазн отвернуться от прав человека как риторической и культурной оболочки масс, за которой скрывается банальная политическая борьба.
Вацлав Гавел спокойно оправдал бомбардировки Югославии тем, что права человека важнее для НАТО, чем права государства. В своих ежегодных отчетах о правах человека США регулярно обвиняют Китай в их нарушении. Китай делает то же самое: собирает примеры нарушений прав человека со стороны США и публикует отчеты о них. И так далее, и так далее.
Однако если говорить о прагматике, мы будем последовательны до конца. Права человека — это универсальный язык, который так или иначе работает. Зло, с издержками, с избирательной слепотой, продиктованной политической ситуацией. Но это работает. Поэтому его можно использовать во благо.